Navigation bar
  Print document Start Previous page
 606 of 825 
Next page End  

фобии, ятрогении
Формы проведения
Предпочтительнее
индивидуальная, чем
групповая
Индивидуальная
Индивидуальная, групповая,
самопомощь
Р. п. представляет собой интегративный метод психотерапии, в первую очередь
ориентированный на нозологический подход к заболеванию и имеющий достаточно широкий круг
показаний к своему применению. Рационально-эмоциональная психотерапия и когнитивная —
когнитивно-поведенческая психотерапия — по своей сути являются вариантами метода Р. п. Такая
точка зрения обусловлена более системным и широким арсеналом психотерапевтического воздействия
Р. п. по сравнению с когнитивной и рационально-эмоциональной психотерапией, а также единым
теоретическим подходом к цели психотерапевтического лечения. Кроме того, в идеи Р. п. заложено
значение диалектической логики, что является более перспективным, чем использование только
достижений формальной логики. Необходимо, чтобы психотерапевт, работающий в системе методов Р.
п., хорошо представлял себе достижения логики, владел современной теорией аргументации. Следует
отметить трудности опровержения так называемых контекстуальных аргументов пациентов (аргументы
к традициям и авторитетам, к интуиции и вере, к здравому смыслу), т. е. тех аргументов, для
опровержения которых необходимы специальные знания логики. Р. п. имеет некоторые общие моменты
и с методом нейролингвистического программирования, что является естественным, поскольку
мышление и язык практически неотделимы друг от друга, в своем терапевтическом подходе эти методы
отличаются лишь различной степенью и значением суггестии, а также нейропсихологическим аспектом
нейролингвистического программирования.
Сегодня необходимо возвратиться к понятию Р. п. и пересмотреть с современных позиций
гипотезы ее основоположников. В то же время, с учетом накопленных знаний в области философии,
можно резче очертить круг задач, которые могут быть решены с помощью Р. п. Недостаточно
декларативно говорить о необходимости использования при Р. п. законов формальной и диалектической
логики, важно применять их на практике. Так, в частности, ясно, что не может быть строго
ограниченного количества формулировок иррациональных мыслей, что не могут быть ошибками в
рассуждениях только ошибки формальной логики. Можно проиллюстрировать вышесказанное
следующим микротестом, включающим в себя вопрос: к какому типу иррациональных идей с позиций
когнитивной психотерапии относятся такие мысли пациента, как: «Мои переживания уникальны и
неповторимы», «Мои проблемы носят случайный характер». Как видим, в обоих суждениях нарушены
взаимосвязи между категориями диалектики (единичное и общее, необходимое и случайное). С позиций
диалектической логики гораздо легче устранить данные иллогизмы, чем в рамках формальной логики.
Как мы обучаем пациента распознавать иррациональные мысли, точно так же мы можем обучить
пациента находить в своих рассуждениях, как призывал Дюбуа, ошибки диалектической логики.
Представляется, что врач, работающий в системе Р. п., должен обращать внимание не только на форму
иррациональных суждений, а классифицировать их так же, как классифицируются умозаключения в
логике, различать описания от оценочных суждений (не выводя заключения вторых из первых),
учитывая особенности мышления своих пациентов (образное или абстрактное).
К достижением Р. п. в области медицины можно отнести такие диалектические
психотерапевтические приемы, которые уточняют медицинские понятия («функциональное» —
обратимое, преходящее и «органическое» — стойкое, «динамика выздоровления» и т. д.). Работая в
ключе Р. п., можно начинать, пользуясь принципами клинической семиотики, — восходя от симптома к
синдрому и далее к нозологии (индуктивный метод), с другой стороны, можно, имея определенный
тезис, гипотезу о наличии того или иного заболевания, диагностировать и устранять разнообразные
расстройства в обратном порядке (дедуктивный метод), наконец, можно, отвергая те или иные
Hosted by uCoz