фобии, ятрогении
Формы проведения
Предпочтительнее
индивидуальная, чем
групповая
Индивидуальная
Индивидуальная, групповая,
самопомощь
Р. п. представляет собой интегративный метод психотерапии, в первую очередь
ориентированный на нозологический подход к заболеванию и имеющий достаточно широкий круг
показаний к своему применению. Рационально-эмоциональная психотерапия и когнитивная
когнитивно-поведенческая психотерапия по своей сути являются вариантами метода Р. п. Такая
точка зрения обусловлена более системным и широким арсеналом психотерапевтического воздействия
Р. п. по сравнению с когнитивной и рационально-эмоциональной психотерапией, а также единым
теоретическим подходом к цели психотерапевтического лечения. Кроме того, в идеи Р. п. заложено
значение диалектической логики, что является более перспективным, чем использование только
достижений формальной логики. Необходимо, чтобы психотерапевт, работающий в системе методов Р.
п., хорошо представлял себе достижения логики, владел современной теорией аргументации. Следует
отметить трудности опровержения так называемых контекстуальных аргументов пациентов (аргументы
к традициям и авторитетам, к интуиции и вере, к здравому смыслу), т. е. тех аргументов, для
опровержения которых необходимы специальные знания логики. Р. п. имеет некоторые общие моменты
и с методом нейролингвистического программирования, что является естественным, поскольку
мышление и язык практически неотделимы друг от друга, в своем терапевтическом подходе эти методы
отличаются лишь различной степенью и значением суггестии, а также нейропсихологическим аспектом
нейролингвистического программирования.
Сегодня необходимо возвратиться к понятию Р. п. и пересмотреть с современных позиций
гипотезы ее основоположников. В то же время, с учетом накопленных знаний в области философии,
можно резче очертить круг задач, которые могут быть решены с помощью Р. п. Недостаточно
декларативно говорить о необходимости использования при Р. п. законов формальной и диалектической
логики, важно применять их на практике. Так, в частности, ясно, что не может быть строго
ограниченного количества формулировок иррациональных мыслей, что не могут быть ошибками в
рассуждениях только ошибки формальной логики. Можно проиллюстрировать вышесказанное
следующим микротестом, включающим в себя вопрос: к какому типу иррациональных идей с позиций
когнитивной психотерапии относятся такие мысли пациента, как: «Мои переживания уникальны и
неповторимы», «Мои проблемы носят случайный характер». Как видим, в обоих суждениях нарушены
взаимосвязи между категориями диалектики (единичное и общее, необходимое и случайное). С позиций
диалектической логики гораздо легче устранить данные иллогизмы, чем в рамках формальной логики.
Как мы обучаем пациента распознавать иррациональные мысли, точно так же мы можем обучить
пациента находить в своих рассуждениях, как призывал Дюбуа, ошибки диалектической логики.
Представляется, что врач, работающий в системе Р. п., должен обращать внимание не только на форму
иррациональных суждений, а классифицировать их так же, как классифицируются умозаключения в
логике, различать описания от оценочных суждений (не выводя заключения вторых из первых),
учитывая особенности мышления своих пациентов (образное или абстрактное).
К достижением Р. п. в области медицины можно отнести такие диалектические
психотерапевтические приемы, которые уточняют медицинские понятия («функциональное»
обратимое, преходящее и «органическое» стойкое, «динамика выздоровления» и т. д.). Работая в
ключе Р. п., можно начинать, пользуясь принципами клинической семиотики, восходя от симптома к
синдрому и далее к нозологии (индуктивный метод), с другой стороны, можно, имея определенный
тезис, гипотезу о наличии того или иного заболевания, диагностировать и устранять разнообразные
расстройства в обратном порядке (дедуктивный метод), наконец, можно, отвергая те или иные
|