расстройства и заболевания (выдвигая антитезис), выйти на интересующие нас психические
расстройства, дезадаптирующие больного в окружающей ситуации. Возможности Р. п. далеко не
исчерпаны, ее приемы и техники можно совершенствовать. Так, в частности, можно использовать
приемы, удлиняющие экспозицию времени размышления пациентов над проблемными ситуациями,
дополняя эти приемы техникой систематической десенсибилизации.
Также представляются
перспективными дальнейшие поиски специфических нарушений мышления при различных психических
и психосоматических заболеваниях, разработка тех приемов Р. п., которые направлены на коррекцию
мышления при каждом конкретном заболевании.
РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Одно из двух основных
направлении когнитивной психотерапии,
разработанное Эллисом (Ellis А.) в 50-е гг. В последний
период его развитие в виде рационально-эмоционально-поведенческой психотерапии успешно
осуществляется Кассиновым (Kassinove G., 1995) и его сотрудниками (Tsytsarev S. V., 1995, и др.).
В Р.-э. п. выделяется 3 ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли
(когниции), чувства и поведение. Эллис подчеркивает необходимость дифференцировать 2 типа
когниции. Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял
в мире; их можно было бы назвать чистой информацией о реальности. Оценочные когниции отражают
отношение к этой реальности; для их обозначения Эллис использовал термин belief убеждение, вера
(В). В Р.-э. п. предполагается, что дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными
когнициями связями разной степени жесткости. С точки зрения Р.-э. п., не объективные события сами
по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие их, их
оценка. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. Расстройства в эмоциональной сфере,
ряд психопатологических симптомов являются результатом нарушений в когнитивной сфере (таких, как
сверхгенерализации, ложные выводы и жесткие установки). Эти нарушения в когнитивной сфере Эллис
назвал иррациональными установками (IB). С точки зрения Эллиса, это жесткие связи между
дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не
имеющего исключений; они носят абсолютистский характер. Поэтому обычно иррациональные
установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если
иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации
эмоциям, затрудняют деятельность индивида, мешают достижению целей. У нормально
функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниции (RB), которую можно
определить как систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Эта система
носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития
событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям. Хотя иногда они и могут носить интенсивный
характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность, не
препятствуют достижению целей. Возникновение психологических проблем у пациента связано с
функционированием иррациональных установок. Однако Р.-э. п. сфокусирована не на генезе
иррациональных установок, а на том, что поддерживает и укрепляет их в настоящем. Работа
психотерапевта, придерживающегося Р.-э. п., сводится сначала к опознанию иррациональных
установок, затем к конфронтации с ними и пересмотру их, закреплению функционирования
рациональных (гибких) установок. Человек, пересмотревший иррациональные установки,
характеризуется адекватностью эмоционального реагирования в плане частоты, интенсивности и
длительности негативных его проявлений.
Р.-э. п. показана прежде всего пациентам, способным к интроспекции, анализу своих мыслей.
Она предполагает активное участие пациента на всех этапах психотерапии, установление с ним
отношений, близких к партнерским. Этому помогает совместное обсуждение возможных целей
психотерапии, проблем, которые хотел бы разрешить пациент (обычно это симптомы соматического
плана или хронического эмоционального дискомфорта). Начало работы включает информирование
пациента о «философии» Р.-э. п. (эмоциональные проблемы вызывают не сами события, а их оценка), о
последовательных этапах восприятия события человеком: Ао->Ас->В (включающая как RB, так и IВ)->С,
где Ао
объективное событие (описанное группой наблюдателей), Ас субъективно воспринятое
событие (описанное пациентом), В система оценки пациента, предопределяющая, какие параметры
объективного события будут восприняты и будут значимы, С эмоциональные и поведенческие
|