Navigation bar
  Print document Start Previous page
 608 of 825 
Next page End  

последствия воспринятого события, в том числе и симптоматика.
Дескриптивные когниции, как уже отмечалось, соединены с оценочными когнициями связями
разной степени жесткости от исключающих какие-либо варианты, протекающих по типу рефлекса, при
которых отношение к событию уже предопределено и можно говорить о наличии у пациента
иррациональной установки, до многовариантных, когда при принятии решения о действии
осуществляется анализ альтернативных вариантов, хотя он может протекать неосознанно, и тогда
можно говорить о наличии рациональной установки. Цель Р.-э. п. — перевод пациента в проблемной
ситуации с иррациональных установок на рациональные. Работа строится с учетом схемы А, В, С.
Первый этап —
кларификация,
прояснение параметров события (А), в том числе параметров наиболее
эмоционально затронувших пациента, вызвавших у него неадекватные реакции. Фактически на этом
этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет пациенту дифференцировать
события, которые могут и не могут быть изменены. При этом цель психотерапии — не поощрение
больного к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу
при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций,
затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка ее и только после этого — принятие решения
об изменении ситуации. В противном случае пациент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных
ситуациях. Следующий этап — идентификация следствий (С), прежде всего аффективных воздействий
события. Цель этого этапа — выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие. Это
необходимо, поскольку не все эмоции легко дифференцируются человеком, некоторые подавляются и
поэтому не осознаются из-за включения рационализации, проекции, отрицания и некоторых других
механизмов защиты. У одних пациентов осознание и вербализация испытываемых эмоций затруднены
из-за словарного дефицита, у других — из-за поведенческого дефицита (отсутствие в его арсенале
поведенческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций; такие пациенты
реагируют полярными эмоциями, например или сильной любовью, или полным отвержением).
Вторичный выигрыш от болезни также может исказить осознание испытываемых эмоций. Для
достижения цели этого этапа используется ряд приемов: наблюдение за экспрессивно-моторными
проявлениями при рассказе пациента о событии и предоставление обратной связи психотерапевтом,
говорящим о своем восприятии характера эмоциональной реакции у пациента; высказывание
предположений о чувствах и мыслях у типичного индивида в подобной ситуации (обычно такое
высказывание помогает пациенту осознать неосознаваемые эмоции). В некоторых случаях можно
использовать приемы усиления из арсенала гештальт-терапии (усиление отдельных экспрессивно-
моторных проявлений с осознанием языка тела и др.). Выявление системы оценочных когниций (как
иррациональных, так и рациональных установок) облегчается, если два предшествующих этапа
реализованы полноценно; вербализации же их помогает ряд технических приемов: фокусировка на тех
мыслях, которые приходили пациенту на ум в момент столкновения с событием; высказывание
психотерапевтом гипотетических предположений типа «У меня в такой ситуации возникли бы
следующие мысли»; вопросы с проекцией в будущее время, например: «Предположим, что произойдет
самое худшее, что же это будет?» и др. Выявлению иррациональных установок помогает анализ
используемых пациентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие
крайнюю степень эмоциональной вовлеченности пациента (ужасно, потрясающе, невыносимо и др.),
имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также
глобальных оценок лица, объекта или события. Эллис выделил 4 наиболее распространенные группы
иррациональных установок, создающих проблемы:
1) катастрофические установки,
2) установки обязательного долженствования,
3) установки обязательной реализации своих потребностей,
4) глобальные оценочные установки.
Цель этапа реализована, когда в проблемной области выявлены иррациональные (а их может
быть несколько) установки, показан характер связи между ними (параллельные, артикуляционные,
иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в
проблемной ситуации. Выявление рациональных установок также необходимо, поскольку они
составляют ту позитивную часть отношения, которая в последующем может быть расширена.
Hosted by uCoz