последствия воспринятого события, в том числе и симптоматика.
Дескриптивные когниции, как уже отмечалось, соединены с оценочными когнициями связями
разной степени жесткости от исключающих какие-либо варианты, протекающих по типу рефлекса, при
которых отношение к событию уже предопределено и можно говорить о наличии у пациента
иррациональной установки, до многовариантных, когда при принятии решения о действии
осуществляется анализ альтернативных вариантов, хотя он может протекать неосознанно, и тогда
можно говорить о наличии рациональной установки. Цель Р.-э. п. перевод пациента в проблемной
ситуации с иррациональных установок на рациональные. Работа строится с учетом схемы А, В, С.
Первый этап
кларификация,
прояснение параметров события (А), в том числе параметров наиболее
эмоционально затронувших пациента, вызвавших у него неадекватные реакции. Фактически на этом
этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет пациенту дифференцировать
события, которые могут и не могут быть изменены. При этом цель психотерапии не поощрение
больного к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу
при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций,
затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка ее и только после этого принятие решения
об изменении ситуации. В противном случае пациент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных
ситуациях. Следующий этап идентификация следствий (С), прежде всего аффективных воздействий
события. Цель этого этапа выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие. Это
необходимо, поскольку не все эмоции легко дифференцируются человеком, некоторые подавляются и
поэтому не осознаются из-за включения рационализации, проекции, отрицания и некоторых других
механизмов защиты. У одних пациентов осознание и вербализация испытываемых эмоций затруднены
из-за словарного дефицита, у других из-за поведенческого дефицита (отсутствие в его арсенале
поведенческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций; такие пациенты
реагируют полярными эмоциями, например или сильной любовью, или полным отвержением).
Вторичный выигрыш от болезни также может исказить осознание испытываемых эмоций. Для
достижения цели этого этапа используется ряд приемов: наблюдение за экспрессивно-моторными
проявлениями при рассказе пациента о событии и предоставление обратной связи психотерапевтом,
говорящим о своем восприятии характера эмоциональной реакции у пациента; высказывание
предположений о чувствах и мыслях у типичного индивида в подобной ситуации (обычно такое
высказывание помогает пациенту осознать неосознаваемые эмоции). В некоторых случаях можно
использовать приемы усиления из арсенала гештальт-терапии (усиление отдельных экспрессивно-
моторных проявлений с осознанием языка тела и др.). Выявление системы оценочных когниций (как
иррациональных, так и рациональных установок) облегчается, если два предшествующих этапа
реализованы полноценно; вербализации же их помогает ряд технических приемов: фокусировка на тех
мыслях, которые приходили пациенту на ум в момент столкновения с событием; высказывание
психотерапевтом гипотетических предположений типа «У меня в такой ситуации возникли бы
следующие мысли»; вопросы с проекцией в будущее время, например: «Предположим, что произойдет
самое худшее, что же это будет?» и др. Выявлению иррациональных установок помогает анализ
используемых пациентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие
крайнюю степень эмоциональной вовлеченности пациента (ужасно, потрясающе, невыносимо и др.),
имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также
глобальных оценок лица, объекта или события. Эллис выделил 4 наиболее распространенные группы
иррациональных установок, создающих проблемы:
1) катастрофические установки,
2) установки обязательного долженствования,
3) установки обязательной реализации своих потребностей,
4) глобальные оценочные установки.
Цель этапа реализована, когда в проблемной области выявлены иррациональные (а их может
быть несколько) установки, показан характер связи между ними (параллельные, артикуляционные,
иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в
проблемной ситуации. Выявление рациональных установок также необходимо, поскольку они
составляют ту позитивную часть отношения, которая в последующем может быть расширена.
|