Следующий этап реконструкция иррациональных установок. К нему следует приступать, если
пациент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Реконструкция
установок может протекать на когнитивном уровне, на уровне воображения, а также на уровне
поведения прямого действия. Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство
пациентом истинности установки, необходимости сохранения ее в данной ситуации. Обычно в
процессе такого рода доказательств пациент еще более отчетливо видит негативные последствия
сохранения данной установки. Использование приемов вспомогательного моделирования (как бы
другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на
когнитивном уровне новые рациональные установки. При работе на уровне воображения пациент
вновь мысленно погружается в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении он
должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень,
осознать, за счет каких новых установок ему удалось достигнуть этого. Погружение в
психотравмирующую ситуацию повторяется неоднократно. Тренировка может считаться эффективно
проведенной, если пациент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких
вариантов установок. При позитивном воображении пациент сразу представляет проблемную ситуацию
с позитивно окрашенной эмоцией. Реконструкция с помощью прямого действия является
подтверждением успешности модификаций установок, проведенных на когнитивном уровне и в
воображении. Иногда можно начинать реконструкцию сразу на уровне поведения, при этом работа с
пациентом напоминает систематическую десенсибилизацию (постепенное приближение к реальной
ситуации опасности с осознанием включения иррациональной установки, торможение ее реализации в
поведении, перевод своего поведения на другую рациональную установку). Техника моделирования,
демонстрация другим участникам группы различных вариантов поведения в проблемной ситуации
существенно ускоряет модификацию установок. Реже прямые действия реализуются по типу методик
наводнения или парадоксальной интенции (см. Парадоксальная интенция Франкла).
Важным этапом Р.-э. п. являются самостоятельные задания, способствующие закреплению
адаптивного поведения. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на
уровне прямых действий. Эффективность психотерапии оценивается с учетом всей информации о
продвижении пациента в терапевтическом направлении.
Сравнение Р.-э. п. и когнитивной психотерапии показывает близость их теоретических позиций
и используемых приемов, однако Р.-э. п. в целом отличается большей структурированностью
теоретических понятий и этапов последовательной работы с пациентом.
РЕБЕФИНГ ОРА. Движение «Свободное дыхание» зародилось в 70-х гг. (ориентировочно в
1975 г.) и обязано своим появлением трудам Грофа (Grof S.) и Ора (Orr L.), которые независимо друг от
друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные.
Оба метода основаны на индукции измененного (необычного, но физиологичного) состояния
сознания. В реальной жизни источниками измененного сознания являются стрессы, особый
сексуальный опыт, роды, сон (сновидения). В некотором смысле это состояние естественно для
новорожденных и детей раннего возраста (отсюда и физиологичность измененного сознания). В этих
случаях человек может испытывать необычные состояния, которые кратковременны и не нуждаются во
вмешательстве психиатров, так как они физиологичны.
Способов индукции измененного состояния сознания много, но, независимо друг от друга, Гроф
и Ор остановились на гипервентиляции. Их методики значительно разнятся прежде всего из-за
различной ее глубины. Сходным же является использование принципа связного дыхания для
достижения измененного состояния сознания и, в какой-то мере, результаты.
Ор назвал свою технику ребефинг (от английского rebirthing возрождение). Несколько лет
работы по изучению феномена связного дыхания привели к созданию первого центра ребефинга. Тип
дыхания, используемый при ребефинге, можно описать следующими параметрами: это дыхание без
паузы между вдохом и выдохом; с быстрым, частым и глубоким, активным вдохом и мягким, полностью
расслабленным, пассивным выдохом.
Ребефинг, по замыслу его автора, предназначался для разрешения последствий родовых травм.
Ор относил к ним: 1) стресс рождения (болевой, связанный непосредственно с процессом рождения, и
психологический, обусловленный отношением родителей, матери к ожидаемому ребенку желанный
|