Navigation bar
  Print document Start Previous page
 610 of 825 
Next page End  

или нежеланный и др.); 2) энергетические следствия (биоэнергетические нарушения); 3)
раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого целого, а как имеющего две
независимо существующие составные части, положительную и отрицательную), и отсюда, как
следствие, — сужение, ограничение выбора суждений, т. е. оценка явлений, событий только как плохих
или только как хороших); 4) болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии
запускающих какое-то заболевание); 5) психологические нарушения (страхи, тревога и т. д.), которые
тоже базируются, берут свое начало от комплексов, играющих значительную роль в психическом
формировании детей нервных, чувствительных, раздражительных и т. д.
Процессы ребефинга прошли многие люди, среди них были и те, кто продолжил развитие
методики Ора и значительно расширил сферу ее применения. Среди них, например, Рей (Ray S.),
разработавшая тренинг любящих отношений. Необходимо особо выделить Леонарда (Leonard J.),
который ввел в теорию и практику пять элементов свободного дыхания и понятие интеграции, на
основе которых им была создана в 1979 г. техника «вайвейшн». Эта техника позволила настолько
расширить применение ребефинга, что трудно назвать психологические ситуации, в которых она не
может быть использована.
В 1989 г. была создана Международная ассоциация свободного дыхания.
РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. relaxatio расслабление). Термином Р. обозначается состояние
бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое
ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе (Everly G. S., Rosenfeid R., 1985). Чаще
всего используются такие методы аутогенной (самостоятельно вызываемой) Р., как нервно-мышечная Р.,
аутогенная тренировка, медитация, контроль дыхания и различные формы биологической обратной
связи.
Поведенческие аутогенные методы Р. широко практиковались в восточных культурах. На Западе
эти методики стали изучаться и использоваться относительно недавно.
Применение поведенческих релаксационных методик оказалось эффективным при устранении
стресса и его клинических проявлений. Последовательное овладение пациентом общими навыками Р.
имеет терапевтическое значение при стрессовых состояниях по нескольким причинам.
1. Р. может вызвать на определенное время трофотропное состояние. Последнее характеризуется
общим понижением психофизиологической активности, его можно назвать гипометаболическим
состоянием бодрствования. Это состояние общей Р. опосредовано парасимпатической нервной
системой. Глубокая Р. обладает терапевтическим эффектом вследствие того, что она: а) является с
физиологической точки зрения полной противоположностью симпатической стрессовой реакции; б)
способствует, по-видимому, нормализации психофизиологического функционирования организма.
2. Постоянное практическое применение (1-2 раза в день в течение нескольких месяцев) этих
методов может привести к понижению активности лимбической и гипоталамической областей. Этим
можно объяснить то, что пациенты, занимающиеся Р. в течение нескольких месяцев, сообщают об
уменьшении у них общей тревожности, что является своего рода профилактической антистрессовой
тенденцией. На клиническом уровне это означает снижение предрасположенности испытывать
чрезмерное психологическое и физиологическое возбуждение в стрессовой ситуации.
3. Часто отмечаются сдвиги в структуре личности пациентов, использующих релаксационные
методы в течение продолжительного времени. Согласно научным данным, эти сдвиги способствуют
укреплению психического здоровья. Самым заметным является повышение степени интернальности в
поведении, развитие более адекватной самооценки. Хотя результаты этих исследований имеют
предварительный характер, они представляют интерес для психотерапии, а также для охраны
психического здоровья.
Большое влияние на исход лечения оказывают индивидуальные особенности пациентов.
Наиболее перспективной областью исследований в плане поиска специфических переменных, которые
могли бы рассматриваться в качестве предикторов эффективности Р., является изучение структуры
личности, однако общепризнанных результатов пока не было получено. Отдельные релаксационные
методы пригодны не для всех пациентов. Отбор методик может проводиться на основе теоретических и
практических знаний психотерапевта, а также информации, полученной от пациента. Еще до начала
психотерапии можно обеспечить пациенту возможность выбора предпочтительной для него методики
Hosted by uCoz