путем простого метода проб и ошибок.
До последнего времени считалось, что Р. представляет собой совершенно безопасную форму
терапевтического вмешательства. Однако по мере роста популярности этих методов был установлен ряд
негативных побочных эффектов. Обобщив научные исследования и клинические наблюдения, Эверли и
Розенфельд (1985) описывают пять основных типов побочных эффектов, которые могут возникнуть при
обучении поведенческой Р.
1. Утрата контакта с реальностью. Этот тип нарушения характеризуется развитием острых
галлюцинаторных состояний (как слуховых, так и зрительных) и бреда (обычно параноидного типа).
Могут возникать также деперсонализация и необычные соматические ощущения. Поэтому больным с
аффективными психозами или психозами с нарушениями мышления не рекомендуется использовать
методики, вызывающие глубокую Р. Необходимо также уделять особое внимание пациентам, склонным
к чрезмерному фантазированию, так как глубокая Р. может обострить их состояние.
2. Реакции на лекарственные препараты. Индуцирование у пациента трофотропного состояния
может усилить действие любого лекарственного препарата или другого химического вещества. Особое
внимание надо обращать на больных, принимающих инсулин, седативно-снотворные или сердечно-
сосудистые препараты. В таких случаях систематическое применение Р. может в конечном счете
привести к устойчивому снижению доз принимаемых препаратов.
3. Панические состояния. Панические реакции характеризуются высоким уровнем тревоги,
связанной с ослаблением поведенческого контроля при Р., проявляются в частичной утрате чувства
безопасности, а в некоторых случаях и в появлении сексуально окрашенных эмоций. При работе с
такими пациентами желательно использовать конкретный релаксационный метод (например, нервно-
мышечную релаксацию или биообратную связь), а не более абстрактный подход (такой, как медитация).
4. Преждевременное высвобождение вытесненных представлений. Нередко в состоянии
выраженной Р. в сознание пациента проникают глубоко вытесненные мысли и эмоции. Хотя в
некоторых психотерапевтических школах такие реакции рассматриваются как желательные, они могут
быть восприняты пациентом как носящие деструктивный характер, будучи неожиданными или слишком
интенсивными для того, чтобы конструктивно работать с ними на данном этапе терапевтического
процесса. Прежде чем применять релаксационные методики, психотерапевт может проинформировать
пациента о возможности появления таких представлений. Он также должен быть готов оказать помощь
пациенту, если подобные явления возникнут.
5. Чрезмерное трофотропное состояние. В некоторых случаях применение релаксационных
методов в терапевтических целях может вызывать чрезмерное снижение уровня психофизиологического
функционирования пациента. В результате этого могут наблюдаться следующие феномены. 1) Состояние
временной гипотензии. Прежде чем применять релаксационные методики, психотерапевту следует
знать, каково артериальное давление пациента в состоянии покоя; если оно ниже 90/50 мм рт. ст.,
должны быть приняты меры предосторожности. Головокружение и обморок можно предотвратить, если
предложить пациенту открыть глаза, потянуться и оглядеть комнату при первых признаках
головокружения. Необходимо также попросить его подождать 1-3 минуты, прежде чем вставать после
сеанса Р. 2) Состояние временной гипогликемии. Глубокая Р. оказывает на некоторых людей
инсулиноподобное действие и может вызвать у них гипогликемическое состояние, если пациент
предрасположен к реакции такого рода или если он не поел в этот день как следует. Это состояние
может продолжаться до тех пор, пока пациент не примет пищу.
Методы Р. широко используются ввиду их эффективности и кажущейся простоты применения.
Хотя нежелательные побочные эффекты наблюдаются редко, эти методы не являются абсолютно
безопасными. Поэтому психотерапевту следует со всей ответственностью подходить к их применению.
Это означает, что он должен быть осведомлен о мерах предосторожности и возможных нежелательных
побочных эффектах. Работа Луте (Luthe W., 1969) представляет собой исчерпывающую трактовку этого
вопроса.
РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ (reflective listening). По своему содержанию Р. с. включает
способность реагирования на другого человека возникновением эмпатии. Роджерсом (Rogers С. R.) и
другими авторами эмпатия рассматривается как важный элемент психотерапевтического
взаимодействия, как сложнейший способ восприятия того, что один человек находится рядом с другим,
|