как человеческая способность, базирующаяся на наиболее поздно вовлекаемой части мозга и
действующая как сила, уравновешивающая выраженные эгоцентрические стремления. Подход к
изучению эмпатии основывается на анализе или учете вербальной экспрессии, и нет прямого способа
измерения того, насколько глубоко человек чувствует переживания другого. При всей важности
возникающих при этом телесных ощущений они, однако, трудноизмеримы. Отмечено некоторое
сходство между эмпатическими взаимоотношениями и теми состояниями, которые возникают во время
медитации.
Роджерс приводит свидетельства того, что способность к эмпатии не связана с
профессиональной академической или практической подготовкой.
Р. с. изучалось и преподавалось не только в контексте психотерапии. Родители обучались этому
как средству поддержания открытых и доверительных отношений с собственными детьми. Отмечено,
что у более эмпатичного учителя студенты в большей степени вовлечены в учебный процесс. Слушание
всегда включает в себя переживание особого отношения к говорящему, принятие того содержания,
которое пытается постичь, осознать говорящий. Слушающий поддерживает говорящего в его
стремлении со всех сторон рассмотреть, проанализировать ситуацию и принять решение, но сам при
этом не торопится с советами и предложениями, как и что сделать в определенных положениях и
ситуациях. Как неоднократно высказывался Роджерс, слушающий не диагностирует и не оценивает.
Цель Р. с. находиться в мире чувств другого, а не вовлекать его в свой собственный мир. Иными
словами, это такой способ пребывания с другим человеком, который приносит пользу последнему. В
чем она заключается? Предполагается, что чувства и мысли говорящего в процессе слушания могут
изменяться таким образом, что он сможет решить свои проблемы, пережить инсайт,
снять внутренне
напряжение, найти ответы на свои вопросы и преодолеть собственную противоречивость.
Концепция изменения личности Гендлина (Gendlin E. Т.) дает определенную основу для таких
ожиданий и предположений и разъясняет характер процесса слушания подобного рода. Его работы
проливают свет на «объект» слушания, но не на то, что именно прослушал индивид, а на природу тех
личностных процессов, которые стимулируются подобным способом. Согласно Гендлину, «bodily felt
sense» (телесное чувствование) является основным материалом личности. Это телесное чувствование
является более полным, чем то, что человек воспринимает сознательно. Оно включает в себя все то, что
ощущает человек в данный момент, даже если это неясно и сублимировано. «Bodily felt sense» говорящего
является постоянно изменяющимся, а не статичным объектом, которому внимает слушающий. Р. с.
включает перспективу взаимодействия, позволяющего другому собеседнику испытать и почувствовать
свою способность решать проблемы, идентифицируя собственную часть вклада, вносимую им в
создание межличностных трудностей, укрепляя при этом самоуважение и не преуменьшая значения
собственных переживаний и потребностей. Взаимоотношения, которые включают компоненты оценки,
диагностики и совета, продуцируют, как правило, противоположный эффект, т. е. останавливают
описанные выше процессы. Работы Гендлина содержат гипотезу, согласно которой слушающий
помогает другому в личностном плане, позволяет эмоционально раскрыться в сторону приобретения
дальнейшего внутреннего опыта и таким образом стимулирует процессы изменения, а не фиксации
опыта.
Термин «Р. с.» является не самой удачной метафорой, поскольку в полной мере не описывает
процесса понимания и вхождения в контакт с другим человеком. Если в процессе взаимодействия
возникает эмпатия, то это следует рассматривать в качестве события, в центре которого находится
зарождение интимных взаимоотношений.
РЕФРЕЙМИНГ. Название группы методик нейролингвистического программирования,
предложенных основоположниками этой психотехнологии Гриндером (Grinder J.) и Бендлером (Bandler
R.), образовано от английского слова frame (переформирование) и отражает психологические цели
методики изменение отношения.
Предположение о психотерапевтическом эффекте Р. строится на гипотезе субъективности
отношения человека к событиям окружающего мира, симптоматике, поведению людей. Любое
происходящее событие многоаспектно и предполагает множественность описания с разных точек
зрения (понятие точки зрения в нейролингвистическом программировании понимается дословно, как и
большинство терминов, предложенных для описания психологического состояния человека; разница в
отношении к событию может быть обусловлена видением его с точки зрения пациента, его партнера по
|