конфликту, сторонних наблюдателей происходящего). Многоаспектность действительности
предполагает рассмотрение любого факта под таким углом зрения, что ранее неблагоприятное
воздействие приобретает благоприятное значение (становится ресурсным для личности, на языке
нейролингвистического программирования. Страх, например, как симптом является неблагоприятным
проявлением, но его положительное влияние заключается в том, что он препятствует нежелательному
поведению к тем самым способствует физической или социальной безопасности. В определенной мере
Р. обеспечивает нахождение позитивного смысла любых событий и согласуется с концепцией
позитивной психотерапии по Н. Пезешкиану и X. Пезешкиану.
Выделяется несколько вариантов Р., число их все время увеличивается, что объясняется авторами
концепции нейролингвистического программирования необходимостью постоянного пополнения
методического арсенала вследствие «гибели методик» снижения эффективности при частом
использовании на определенной территории, а также непрерывным совершенствованием
нейролингвистического программирования за счет изучения алгоритмов успешных действий
психотерапевтов-профессионалов и стратегий по решению задач. К вариантам Р. относятся: Р.
содержания (описанный в двух основных видах Р. смысла и Р. контекста), шестишаговый Р., Р.
переговоров, семишаговый Р. (вариант шестишагового Р., проводящийся в трансовом состоянии) и др.
Большинство перечисленных видов Р. предполагают два основных способа поведения. При первом из
них, процедурном, психотерапевтические занятия проводятся как процедура Р. с четкой поэтапной
(пошаговой, на языке нейролингвистического программирования) структурой и фиксацией каждого
шага. Второй вариант предполагает маскировку техники под обычную психотерапевтическую беседу,
которая для пациента выглядит как последовательная постановка вопросов психотерапевтом.
Р. содержания единственный вариант этого класса методик, для эффективного проведения
которого требуется понимание содержания заявленной проблемы. Примером Р. содержания (Р. смысла)
может служить занятие, описанное Сатир (Satir V.). Проблема пациентки-домохозяйки заключалась в
переживаниях по поводу следов на ковре в гостиной. Увидев их, пациентка сердилась на близких.
Предположение психотерапевта о возможности проведения процедуры Р. содержания строилось на
том, что больная видела только негативную сторону события: следы на ковре означали (имели смысл),
что она плохо справляется с домашними обязанностями; пациентка не замечала, однако, более важного
для нее позитивного значения следов на ковре. Техника проведения была построена следующим
образом. После повторной жалобы на неприятные переживания по поводу следов на ковре пациентке
было предложено представить, что ковер гладкий и чистый, а после радостного сообщения женщины об
улучшении состояния последовала такая фраза: «И подумайте, что это значит, это значит, что ВЫ
СОВЕРШЕННО ОДНА». Эффект в данном примере был обусловлен нахождением и сообщением
пациентке другого, более значимого, позитивного смысла ее прошлых переживаний. Раньше реальное
событие (в данном примере следы на ковре) имело смысл «Я плохая хозяйка», после процедуры Р.
стало означать «Я имею близких, которые меня любят». Авторы методики подчеркивают, что
нахождение позитивного смысла не является логическим процессом и имеет только индивидуальное
значение для конкретного человека, в связи с чем Р. в определенном смысле может быть описан как
своеобразные техники директивного внушения нового индивидуального смысла событий.
Подтверждением этой точки зрения является и требование авторов об обязательном условии
эффективного проведения подобных процедур при особом состоянии сознания пациентов транс с
наличием раппорта.
Показателем эффективности Р. содержания является фрейм-реакция, описываемая
как резкое изменение эмоционального состояния в сторону улучшения (при позитивном Р. содержания)
или ухудшения настроения (при негативном Р. содержания, проводимом с целью осознания пациентом
возможных негативных последствий его поведения, подтвержденное изменением невербального
поведения).
Р. переформирования поведения (шестишаговый рефрейминг) является основной моделью
решения невротических проблем. Процедура переформирования строится на гипотезе возможного
разведения в сознании пациента негативного и позитивного смысла невротического поведения. После
осознания позитивного смысла невротического симптома «части личности», ответственной за
позитивное поведение, предлагается другой способ действий из числа новых вариантов поведения,
«более эффективных», чем симптом, и не имеющих неприятного эмоционального компонента. Условием
|