Целью клиент-центрированной психотерапии,
недирективной по своему характеру, является
увеличение конгруэнтности пациента, открытости опыту, повышение уровня реалистичности и
объективности восприятия себя и окружающих. Психотерапевт лишь создает доброжелательную
обстановку, пациент же сам формулирует свои проблемы и ищет выход из неблагоприятных ситуаций.
С. здесь направлен на чувства, выражение которых в процессе психотерапии становится все более
свободным, на распознавание и дифференцирование своих чувств и восприятий, включающих
собственное «Я», окружающих лиц и взаимоотношения между ними.
В патогенетической психотерапии Мясищева и личностно-ориентированной
(реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова,
целью которых является
осознание пациентом противоречивых потребностей и мотивов, нарушенных отношений, приведших к
невротическому срыву, и в итоге регуляция потребностей, формирование сознательного отношения и
разрешение психотравмирующей ситуации, задача психотерапевта состоит в том, чтобы направить С.
пациента не только на его субъективные переживания и оценки, но также и на внешние условия его
социальной среды, ее особенности, взаимоотношения с окружающими его людьми.
Первостепенную роль С. также играет в разговорной психотерапии, направленной на понимание
и самостоятельное изменение пациентом тех сторон своей личности, которые препятствуют
самоактуализации.
Характерное понятие в системе разговорной психотерапии самоэксплорация
(Helm J., 1978), т. е. мера, в какой больной включает в беседу свое собственное поведение и свои
личностные эмоциональные переживания, анализирует их и делает на этой основе выводы для себя.
Основная задача психотерапевта здесь заключается в вербализации,
отражении переживаний и чувств
пациента, которая не должна выходить за рамки их осознания, что способствует активной роли
больного в психотерапевтическом процессе.
В гештальт-терапии,
целью которой является увеличение личностного потенциала,
мобилизация собственных ресурсов пациента, на первый план выступает переживание контакта с
самим собой, повышение степени осознания различных установок и способов поведения и мышления,
которые закрепились в прошлом и сохраняют устойчивость, а также осмысление их значения и функции
в настоящем. Задача психотерапевта состоит в создании ситуаций для проведения пациентом поиска и
эксперимента, в котором он сам проверяет, что может быть для него ценным и подходящим, а что
вредит. Анализ переживаний основан на принципе «здесь и теперь» больного просят анализировать,
что он в настоящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту, делая
акцент на осмыслении того, «что и как» происходит.
В трансактном анализе,
направленном на помощь больному в удовлетворении потребности в
оптимальном контакте, психотерапевт знакомит пациента с основными понятиями трансактного
анализа (3 состояния «Я»: Родитель, Ребенок, Взрослый), объясняет механизмы поведения и его
расстройств. В процессе психотерапии больной обучается самостоятельно анализировать ситуации с
позиций Взрослого, т. е. проверять и оспаривать иррациональные и чрезмерные требования Ребенка и
Родителя, предвидеть последствия ошибочных шагов, а также рационально решать проблемы, с
которыми сталкивается в жизни.
В групповой психотерапии С. пациентов имеет сложный характер. Содержанием его становятся
не только собственные переживания и поступки каждого участника группы, но также и его
взаимоотношения с другими членами коллектива и главным образом то, каким, как ему кажется, его
видят эти другие. Таким образом, С. в групповом процессе своеобразное двойное зеркальное
отражение индивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которого является субъективный
внутренний мир партнера по общению, который, в свою очередь, отражает внутренний мир самого
рефлексирующего.
По ходу С. пациент сталкивается со значительными трудностями, но они имеют и свое
позитивное значение. Прибегнуть к С. как к одному из видов самопомощи в нашем собственном
развитии это путь далеко не легкий. От индивида он требует большой решимости и
самодисциплины. В этом отношении С. не отличается от других житейских ситуаций, которые
способствуют личностному росту.
В психотерапевтическом процессе, в котором участвуют, как минимум, двое пациент и
психотерапевт, С. происходит у каждого из его участников. Психотерапевт, вырабатывая ту или иную
|