Navigation bar
  Print document Start Previous page
 625 of 825 
Next page End  

им с точки зрения того, в какой мере он способствует С. Если он помогает С., то человек оценивает его
как положительный, если нет — то как негативный, которого следует избегать. В общем виде в рамках
гуманистического направления невроз и психологическая неприспособленность рассматриваются как
следствие невозможности С., результат блокирования этой потребности. В соответствии с этим
основной задачей психотерапии является помощь человеку в становлении самого себя в качестве
самоактуализирующейся личности.
САМОАНАЛИЗ. Анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и
поступков. В отличие от близкого по смыслу понятия рефлексия (от позднелат. reilexio — обращение
назад, отражение) — самонаблюдение, размышление над своими переживаниями и мыслями —
понятие С. в большей степени концентрирует внимание на процессуальном аспекте собственной
психики, отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа.
С. является неотъемлемой частью любой психотерапии. Уже во время первых бесед
психотерапевт знакомится с С. пациента, так как его обращению к врачу, как правило, предшествуют
попытки анализа собственного психического состояния. На первых занятиях врач не только знакомится
с больным, но и составляет первичное представление о причинах его заболевания. По словам В. Н.
Мясищева (1958), сделать это иногда весьма затруднительно, и в таких случаях особенно важно, чтобы
пациент играл активную роль, а врач при выявлении причин болезни в значительной мере опирался на
его С. В большинстве случаев в рассуждениях и оценках больного таятся заблуждения и ошибки,
ведущие его в тупик, самостоятельно выбраться из которых он не в состоянии. Перед психотерапевтом
стоит задача направить С. пациента по психотерапевтически продуктивному пути.
Психотерапия, как система лечебного воздействия на психику и через психику, направлена на
изменения всех ее основных сфер: эмоциональной, когнитивной и поведенческой. Особую роль
когнитивного компонента в процессе таких изменений отмечают многие авторы. Только осознанные
изменения в психике больного гарантируют, по их мнению, эффективность психотерапевтических
воздействий и стабильность их результатов. Больной как объект такого воздействия, являясь
одновременно и субъектом, активен и целостен по своей природе. Любая информация, вступающая в
противоречие с самосознанием, должна быть интериоризирована личностью для сохранения своей
целостности. В процессе психотерапии С. пациента обычно соответствует концепции, которой
придерживается психотерапевт.
Удельный вес С. в процессе психотерапии неодинаков в различных ее методах. В суггестивной
психотерапии С.
играет второстепенную роль. Но и здесь он является необходимым звеном при
знакомстве с пациентом, при подготовке больного к применяемым методикам, в беседах между
сеансами внушения, в оценке результатов внушения (Лебединский М. С., 1959). Существенно более
важное место С. занимает не в симптомо-ориентированной, а в направленной на значительные
изменения личности психотерапии, где активность пациента приобретает особое значение. В
зависимости от базовой теоретической ориентации и применяемого метода психотерапевт фокусирует
С. пациента на тех сторонах его психики, которые рассматриваются в качестве основной детерминанты
личностного развития и поведения.
В методах поведенческой психотерапии,
основное внимание которой сосредоточивается на
обучении пациента новым, более адекватным нормам поведения, предметом С. больного являются его
связи с социальной средой преимущественно на уровне поведения.
В рациональной психотерапии,
сущностью которой является логическое переубеждение
пациента, обучение его правильному мышлению (поскольку, согласно Дюбуа (Dubois P.), психогения —
это следствие ошибочных суждений, обусловленных недостатком верной информации), предметом
анализа становятся логические построения, конструкции, поиск логических ошибок.
В психоанализе,
способствующем переходу бессознательных, вытесненных из сознания,
представлений в сознание, психотерапевт направляет внимание больного не на реальность, не на
актуальную ситуацию, а на переживания раннего детства, на сексуальные влечения. Вытесненные из
сознания и проявляющиеся в свободных ассоциациях пациента, в сновидениях, описках, оговорках, они
становятся предметом работы психоаналитика. Подразумевается, что пациент по-новому оценит
события своей жизни, осознает роль давно пережитого и вытесненного, что и приведет к
выздоровлению.
Hosted by uCoz