им с точки зрения того, в какой мере он способствует С. Если он помогает С., то человек оценивает его
как положительный, если нет то как негативный, которого следует избегать. В общем виде в рамках
гуманистического направления невроз и психологическая неприспособленность рассматриваются как
следствие невозможности С., результат блокирования этой потребности. В соответствии с этим
основной задачей психотерапии является помощь человеку в становлении самого себя в качестве
самоактуализирующейся личности.
САМОАНАЛИЗ. Анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и
поступков. В отличие от близкого по смыслу понятия рефлексия (от позднелат. reilexio обращение
назад, отражение) самонаблюдение, размышление над своими переживаниями и мыслями
понятие С. в большей степени концентрирует внимание на процессуальном аспекте собственной
психики, отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа.
С. является неотъемлемой частью любой психотерапии. Уже во время первых бесед
психотерапевт знакомится с С. пациента, так как его обращению к врачу, как правило, предшествуют
попытки анализа собственного психического состояния. На первых занятиях врач не только знакомится
с больным, но и составляет первичное представление о причинах его заболевания. По словам В. Н.
Мясищева (1958), сделать это иногда весьма затруднительно, и в таких случаях особенно важно, чтобы
пациент играл активную роль, а врач при выявлении причин болезни в значительной мере опирался на
его С. В большинстве случаев в рассуждениях и оценках больного таятся заблуждения и ошибки,
ведущие его в тупик, самостоятельно выбраться из которых он не в состоянии. Перед психотерапевтом
стоит задача направить С. пациента по психотерапевтически продуктивному пути.
Психотерапия, как система лечебного воздействия на психику и через психику, направлена на
изменения всех ее основных сфер: эмоциональной, когнитивной и поведенческой. Особую роль
когнитивного компонента в процессе таких изменений отмечают многие авторы. Только осознанные
изменения в психике больного гарантируют, по их мнению, эффективность психотерапевтических
воздействий и стабильность их результатов. Больной как объект такого воздействия, являясь
одновременно и субъектом, активен и целостен по своей природе. Любая информация, вступающая в
противоречие с самосознанием, должна быть интериоризирована личностью для сохранения своей
целостности. В процессе психотерапии С. пациента обычно соответствует концепции, которой
придерживается психотерапевт.
Удельный вес С. в процессе психотерапии неодинаков в различных ее методах. В суггестивной
психотерапии С.
играет второстепенную роль. Но и здесь он является необходимым звеном при
знакомстве с пациентом, при подготовке больного к применяемым методикам, в беседах между
сеансами внушения, в оценке результатов внушения (Лебединский М. С., 1959). Существенно более
важное место С. занимает не в симптомо-ориентированной, а в направленной на значительные
изменения личности психотерапии, где активность пациента приобретает особое значение. В
зависимости от базовой теоретической ориентации и применяемого метода психотерапевт фокусирует
С. пациента на тех сторонах его психики, которые рассматриваются в качестве основной детерминанты
личностного развития и поведения.
В методах поведенческой психотерапии,
основное внимание которой сосредоточивается на
обучении пациента новым, более адекватным нормам поведения, предметом С. больного являются его
связи с социальной средой преимущественно на уровне поведения.
В рациональной психотерапии,
сущностью которой является логическое переубеждение
пациента, обучение его правильному мышлению (поскольку, согласно Дюбуа (Dubois P.), психогения
это следствие ошибочных суждений, обусловленных недостатком верной информации), предметом
анализа становятся логические построения, конструкции, поиск логических ошибок.
В психоанализе,
способствующем переходу бессознательных, вытесненных из сознания,
представлений в сознание, психотерапевт направляет внимание больного не на реальность, не на
актуальную ситуацию, а на переживания раннего детства, на сексуальные влечения. Вытесненные из
сознания и проявляющиеся в свободных ассоциациях пациента, в сновидениях, описках, оговорках, они
становятся предметом работы психоаналитика. Подразумевается, что пациент по-новому оценит
события своей жизни, осознает роль давно пережитого и вытесненного, что и приведет к
выздоровлению.
|