_С_
САЛЛИВАН Гарри Стэк (Sullivan H. S., 1892-1949). Родился в Нью-Йорке. В начале своей
профессиональной деятельности в качестве психиатра работал с больными шизофренией, позднее с
пациентами, страдающими неврозами. Основатель так называемой Вашингтонской психиатрической
школы. Автор нескольких книг. В монографии «Концепция современной психиатрии» (1947) обобщил
некоторые свои идеи о взаимосвязи межперсонального поведения и патологии. После смерти С. его
ученики и коллеги опубликовали рукописи и заметки С., которые при жизни не были изданы, в книге
«Межличностная теория психиатрии» (1953). Эти работы представляют собой отдельные доклады, в
которых взгляды С. не систематизированы. Сложный язык значительно отличает их от рассчитанных на
более широкий круг читателей публикаций Фромма (Fromm E.) и Хорни (Horney K.).
Основное значение трудов С. состоит в акцентировании внимания на межличностных
отношениях. Болезнь и здоровье, норма и патология в работах С. понимаются в контексте отношений
между людьми. Возникновение патологии во многом обусловлено нарушением межличностных
отношений, и, следовательно, целью терапии является их восстановление, приводящее к излечению. В
последних своих докладах С. практически отказался от диагностических категории и постановки
клинического диагноза. Взгляды С. во многом определили формирование динамического направления в
американской психиатрии. Акцентируя важность межличностного взаимодействия, стремясь понять
роль искаженных контактов пациента, С. обосновывал терапевтическую необходимость коррекции
межличностного взаимодействия в диаде «врачбольной». Эта коррекция практически осуществляется
в рамках взаимообучения на модели реальной ситуации общения.
См. также Интерперсональная психотерапия Салливана.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ. Процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии,
раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его собственного
личностного потенциала. С. способствует тому, чтобы человек мог стать тем, кем он может стать на
самом деле, и, следовательно, жить осмысленно, полно и совершенно. Термин С. является центральным
для гуманистической психологии, рассматривающей личность как уникальную целостную систему,
представляющую собой не нечто заранее данное, а открытую возможность С., присущую только
человеку. Потребность в С. выступает как высшая человеческая потребность, главный мотивационный
фактор. Одним из основателей гуманистической психологии Маслоу (Maslow A. H.) была предложена
иерархическая модель мотивации, включающая следующие фундаментальные потребности: 1-й уровень
физиологические потребности (пища, вода, сон и пр.); 2-й уровень потребность в безопасности
(обеспеченность, стабильность, порядок); 3-й уровень потребность в любви и принадлежности
(семья, дружба); 4-й уровень потребность в уважении (самоуважение, признание); 5-й уровень
потребности С. (развитие способностей). Согласно этой концепции, высшие потребности могут
направлять поведение человека лишь в той степени, в какой удовлетворены более низшие: движение к
высшей цели к С., психологический рост не могут осуществляться, пока индивид не удовлетворит
более низшие потребности, не избавится от их доминирования, которое может быть обусловлено
ранней фрустрацией той или иной потребности и фиксацией индивида на определенном,
соответствующем этой неудовлетворенной потребности, уровне функционирования. Маслоу также
подчеркивал, что потребность в безопасности может оказывать существенное негативное влияние на С.
С. и психологический рост связаны с освоением нового, с расширением сфер функционирования
человека, с риском, возможностью ошибок и негативными их последствиями. Это может увеличивать
тревогу и страх, что ведет к усилению потребности в безопасности и возврату к старым, безопасным
стереотипам. Роджерс (Rogers С. R.) рассматривал в качестве главного мотивационного фактора
стремление к С., которую он понимал как процесс реализации человеком своего потенциала с целью
стать полноценно функционирующей личностью. Полное раскрытие личности, «полное
функционирование» (и психическое здоровье), с точки зрения Роджерса, характеризуются: открытостью
по отношению к опыту, стремлением в любой отдельный момент жить полной жизнью, способностью
прислушиваться в большей степени к собственной интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению
окружающих, чувством свободы, высоким уровнем творчества. Жизненный опыт человека оценивается
|