1
В
4
К
2
Д
3
А
Второй этап. Добавьте номер, сочетающийся с каждой буквой. В итоге окажется пять вариантов
для каждой буквы.
В
К
А
Д
1
2
3
1
4
2
1
3
2
4
3
1
4
3
2
4
2
1
3
4
5
1
4
2
3
Итого
7
15
11
17
В
К
А
Д
Третий этап. Сравните общий счет, и это даст относительное преобладание (иерархию) каждой
репрезентативной системы.
В нашем примере имеет место преобладание цифровой системы и недостаток визуальной.
Результат используется в нейролингвистическом программировании для подключения к ведущей
системе пациента; может учитываться при формировании психотерапевтических групп и индукции
гипнотического транса. При проведении психотерапии методические приемы определяются также с
учетом ведущей репрезентативной системы. Так, например, приемы гештальт-терапии
предпочтительнее, если ведущей является кинестетическая система.
БИБЛИОТЕРАПИЯ. Чаще всего под Б. понимают лечебное воздействие на психику больного
человека при помощи чтения книг. Лечение чтением (так называемая Б.) входит как одно из звеньев в
систему психотерапии. Методика Б. представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и
психотерапии так определял Б. В. Н. Мясищев.
Хотя начало использования чтения книг с лечебной целью относится к прошлому веку
(Дядьковский И. Е., 1836, и др.), термин Б. начал употребляться в 1920-е гг. нашего столетия в США.
Определение, принятое Ассоциацией больничных библиотек США, гласит, что Б. это
«использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей
медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения».
Выделяют (Миллер А. М., 1974) три основных направления разработки проблем Б.:
1. Библиоведческое направление. С точки зрения его сторонников, библиотека для больных
должна быть только фактором, отвлекающим от мыслей о болезни, помогающим переносить физические
страдания, но не ставить перед собой целей руководства чтением конкретного читателя или
однородных читательских групп. Книжные фонды библиотек обычно универсальны, а значительная их
часть беллетристика, которая повсеместно именуется легким чтением. Подготовка библиотекарей не
включает каких-либо дисциплин, учитывающих специфику работы с больными. Библиотека не имеет
отношения к лечебному процессу, а является частью больничного обслуживания. Около 80% работ
зарубежных ученых относятся к этому направлению.
2. Сторонники второй точки зрения главным образом в Германии считают, что Б. является
компонентом психотерапии больных неврозами и некоторой части психически больных. Она
производится только врачом-психотерапевтом или психиатром без участия библиотекаря.
3. Представители третьего направления, наиболее перспективного, считают, что Б. является
вспомогательной, а в ряде случаев и равноправной частью лечебного процесса при неврозах и
соматических заболеваниях. Она требует участия врача-психотерапевта и специально обученного
библиотекаря. Этого направления придерживаются врачи и библиотечные работники в нашей стране.
Поскольку в Б. используются обычно художественные произведения, она относится к методам
эстетотерапии (Кузнецов О. Н., 1995). Подбирая книги, врач руководствуется различными принципами:
в одном случае это книги, адекватные основным группам заболеваний, с учетом их нозологии; в другом
выбор обусловлен психотерапевтическим воздействием произведения преимущественно
|