седативным, стимулирующим и т. д.; в третьем выбираются книги, соответствующие характеру
психотравмирующей ситуации. В то же время функцией Б. может являться представление
дополнительного материала для дискуссии в процессе групповой психотерапии.
Групповая Б., по
мнению Кондаша (Kondas О., 1966), «может стать мостом к систематической групповой психотерапии».
Рекомендуя больному книги в библиотерапевтических целях (Миллер A.M., 1975), следует
учитывать 3 принципа: 1) степень доступности изложения (или степень сложности предлагаемой
книги); 2) герой книги должен быть больному «по плечу»; 3) максимальное сходство ситуаций в книге и
ситуации, в которой находится больной. Учет последнего принципа особенно важен при Б. неврозов,
где основным в патогенезе заболевания является психологический конфликт личностного характера.
В ходе Б. больной ведет читательский дневник. Анализ дневниковых записей нередко раскрывает
процесс субъективной интерпретации художественных произведений, основанный на восприятии как
активной «пристрастной» (Леонтьев А. Н., 1975) деятельности, и может использоваться в
диагностических целях для объективной оценки процесса и эффективности психотерапии.
Б. может применяться в индивидуальной и групповой форме. При индивидуальной Б. чтение
пациентом книг осуществляется по составленному библиотерапевтом плану с последующим разбором
прочитанного. При групповой Б., кроме требований, которые учитываются при создании любой
психотерапевтической группы,
необходим еще подбор членов группы по степени начитанности и
читательским интересам. Наиболее приемлемым является проведение Б. в группе из 5-8 пациентов.
Подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия.
Возникает дискуссия, в результате которой четко вырисовывается структура межличностных отношений
в группе, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у
малочитающих пробуждается интерес к чтению. Беседы записываются на магнитофон и анализируются
психотерапевтом, ведущим группу.
Б., как и руководство чтением вообще, процесс также лечебно-педагогический или
психагогический (см. Психагогика).
Этим последним термином обозначают психотерапию через
перевоспитание.
БИНСВАНГЕР Людвиг (Binswanger L, 1881-1966). Швейцарский психиатр, основатель школы
экзистенциального психоанализа, получившего название дазайнанализа (Daseinanalyse), опирающегося на
философию Хайдеггера (Heidegger M.), в которой существенное место отводится описанию структуры
человеческого существования как Dasein, или бытия в мире (da на немецком языке означает «здесь», а sein
«бытие»).
Б. родился в Швейцарии, учился в университетах Лозанны и Гейдельберга. В 1907 г. получил
медицинскую ученую степень в университете в Цюрихе, работая у Юнга (Jung С. G.). Позже при
содействии Блейлера (Bleuler E.) он закончил интернатуру по психиатрии. В 1911 г. Б. сменил своего
отца на посту директора санатория Белльвю в Крейцлингене (Швейцария) и занимал эту должность до
1956 г.
Он сформулировал положения экзистенциального психоанализа в 1930-х гг., когда вышла в свет
его работа «Сновидение и бытие» и материалы по исследованию маниакальных состояний. Главная
работа Б., «Основные формы и состояния человеческого существования» (1942), содержит полную
характеристику системы дазайнанализа. Несмотря на различие в философских воззрениях, Б.
поддерживал тесные отношения с Фрейдом (Freud S.). Одно время по рекомендации последнего он
участвовал в работе Венского психоаналитического общества. В группу экзистенциального
психоаналитического движения входили психоаналитики, изучившие как фрейдовский, так и
юнгианский анализ. Среди них были Шторх (Storch А.), Босс (Boss М.), Балли (Bally G.), Кун (Kuhn R.) в
Швейцарии и Ван Ден Берг (Van Den Berg J. H.), Байтендийк (Buytendijk F. J.) в Голландии.
Б. назвал экзистенциальным анализом применение экзистенциальных идей в лечении
личностных расстройств с целью реконструкции внутреннего мира людей с психическими
нарушениями.
Как и другие психологи-экзистенциалисты, Б. отрицал позитивизм, детерминизм и материализм.
Он считал, что человек несет полную ответственность за собственное существование и волен решать,
что он может и чего не может делать. Бытием исчерпывается наше существование. Мы не можем жить
отдельно от мира или существовать в мире отдельно от самих себя. Возможен, однако, для нас и выход
|