партнера на те формы поведения, которые он сам боится реализовать. В этой ситуации поиск путей к
удовлетворению своих сексуальных потребностей сопровождается переживанием неуверенности,
тревоги и вины.
Когнитивные аспекты восприятия членами семьи, создание согласованных представлений о
семейном функционировании, базирующихся на когнитивных семейных сценариях, с помощью которых
поддерживается семейное единство, рассматриваются в рамках когнитивной психологии и когнитивно-
поведенческой психотерапии (Ellis A., 1977, 1981, и др.). Когнитивные семейные ситуации довольно
долго существующий, динамичный и резистентный к интерференции образец деятельности или
реагирования у лиц в определенном семейном контексте. Он развивается сам благодаря
дифференциации и интеграции уже имеющихся элементов (установок, предписаний и убеждений,
эмоционально-поведенческих реакций и др.) и может быть актуализирован по потребности при
меняющемся характере взаимодействий двух индивидов, личности и требований, семьи и среды.
По Э. Г. Эйдемиллеру (1995), наиболее частыми в дисфункциональных семьях являются
следующие С. м.: «Мы такая отличная семья, но другим не дано этого понять», «Он такой поганец (о
своем ребенке), что не стоит нашей заботы», «Он очень чувствительный (ребенок, больной член семьи)
и требует особого отношения; мы живем для него». Подобные С. м., предъявляемые окружающим
(учителям, знакомым, психотерапевту), предполагают и определенную структуру семейных ролей:
«семья с кумиром», «семья с больным членом», «козел отпущения» и др. В основе этих мифов лежат
неосознаваемые эмоции, определенным образом соединяющие членов семьи: вина, эмоциональное
отвержение, страх перед ответственностью выступать в определенной семейной роли. Адекватный
образ «Мы» способствует целостной регуляции поведения членов (элементов) в динамичной системе
семейного контекста, а неадекватный принимает форму С. м., способствующую поддержанию
дисфункциональных отношений в семье, в результате чего потребности ее членов в росте и изменении,
в самоактуализации и кооперации оказываются неудовлетворенными, а семья в целом ригидно
воспроизводит свой прошлый опыт, мало учитывая изменения в большой системе обществе.
СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Наряду с каузальной (причинной,
патогенетической) психотерапией С. п. является неотъемлемой частью индивидуальных
психотерапевтических программ. К С. п. относятся направления, методы, формы и технические приемы,
ориентированные непосредственно на устранение или ослабление симптоматики заболевания. Этим С.
п. отличается, например, от личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии
Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова,
позволяющей реализовать каузальный подход к пониманию и
ликвидации причин и механизмов болезни, а также других методов каузальной психотерапии
(рационально-эмоциональной психотерапии, когнитивной психотерапии, психоаналитической
психотерапии, классического психоанализа и др.).
По целям проведения С. п. может быть ориентирована на устранение ключевого симптома
заболевания, на улучшение общего состояния пациента, на установление контроля над
физиологическими функциями и управление ими, на оптимизацию поведения. Другие виды С. п.
предполагают большую центрированность ее методов на различные сферы личностного
функционирования, например С. п., направленная на когнитивные компоненты личности, в большей
степени затрагивающая эмоциональные процессы, влияющие на поведение.
В качестве С. п. могут выступать самостоятельные методы, технические приемы различных
методов психотерапии и их сочетания, ориентированные в системе конкретной индивидуальной
психотерапевтической программы на симптоматическое воздействие.
Для устранения основных симптомов заболевания или улучшения общего состояния в практике
российских психотерапевтов традиционно применяются различные варианты гипнотерапии,
косвенного и вооруженного внушения (иглорефлексотерапия, методика «маска»), плацебо-терапия,
аутогенная тренировка.
В последнее время значительное распространение получили нейролингвистическое
программирование и психосинтез.
Для С. п., предполагающей активизацию когнитивного компонента личности, используется
рациональная психотерапия,
целью которой является логическое переубеждение пациента, а также
различные варианты разъяснительной психотерапии (Давиденков С. Н., 1956).
|