К группе методов С. п., центрированных на эмоциональной стороне личности, можно отнести
различные варианты катарсической психотерапии,
методики внушения наяву и в гипнотическом
состоянии, гипносуггестивную эмоционально-стрессовую психотерапию Рожнова,
приемы и техники
гештальт-терапии и др.
К методам, направленным на изменение поведения, относятся различные варианты
поведенческой психотерапии,
некоторые методики аутогенной тренировки, тренинг биологической
обратной связи,
поведенческое моделирование с использованием видеообратной связи, техники
нейролингвистического программирования, социодрама и др. В наркологии используются
специфические методики аверсивной и условно-рефлекторной психотерапии.
Выбор методики С. п. определяется особенностями личности пациента, его мировоззрением и
предпочтениями, внутренней картиной болезни, характером течения заболевания, а также этапом его
развития, возможностями психотерапевтической службы, содержанием индивидуальной
психотерапевтической программы.
При неврозах С. п. проводится в сочетании с личностно-ориентированной (реконструктивной)
психотерапией Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, что отражает интегративный характер
современной психотерапии, когда оба подхода взаимно дополняют друг друга.
При других пограничных состояниях, а также алкогольной зависимости С. п. из-за неясности
патогенеза этих заболеваний зачастую является значимым направлением психотерапии и может
сочетаться с биологической терапией и другими мероприятиями.
Все более важную роль С. п. играет при лечении психических заболеваний. Задачей ее в этих
случаях является стабилизация ремиссии, содействие в реабилитации пациентов.
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ. Специфический вид профессиональной
деформации лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с клиентами и пациентами, при
оказании профессиональной помощи.
Термин «burnout» («эмоциональное сгорание») был предложен американским психиатром
Фрейденбергом (Freidenberg H. G.) в 1974 г. При переводе английского термина «burnout» на русский
язык отечественными авторами использовались два варианта перевода: «эмоциональное перегорание» и
«эмоциональное сгорание».
В. В. Бойко указывает, что С. э. с. это выработанный личностью механизм психологической
защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на
определенные психотравмирующие воздействия. Маслах (Maslach S.), одна из ведущих специалистов по
исследованию С. э. с., детализирует проявления этого синдрома:
1) чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так,
как это было прежде);
2) дегуманизация (тенденция к развитию негативного отношения к пациентам);
3) негативное самовоспитание в профессиональном плане недостаток чувства
профессионального мастерства.
После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах,
играющих существенную роль в С. э. с. личностном, ролевом и организационном.
_Личностный фактор._ Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст,
семейное положение, стаж данной работы, не связаны с уровнем С. э. с. Так, показано, что у женщин в
большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, отсутствует связь мотивации и
развития С. э. с. (удовлетворенность оплатой труда) при наличии корреляций со значимостью работы
как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток
автономности («сверхконтролируемые») более подвержены «сгоранию».
Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся,
идеалистов, ориентированных на людей, и одновременно неустойчивых, интровертированных,
одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Махер
(Maher E.) пополняет этот список «авторитаризмом» и низким уровнем эмпатии. В. В. Бойко указывает
следующие личностные факторы, способствующие развитию С. э. с: склонность к эмоциональной
ригидности, интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств
профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной
|