деятельности.
_Ролевой фактор._ В обследовании психотерапевтов получены значимые корреляции между
ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». Работа в ситуации
распределенной ответственности ограничивает развитие С. э. с., а при нечеткой или неравномерно
распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает
даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию С. э. с. те профессиональные
ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется
конкуренция, в то время как результат зависит от слаженных действий.
_Организационный фактор._ Развитие С. э. с.
связано с наличием хронической напряженной
психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное
восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой
фактор развития С. э. с. дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная
психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность
необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая
трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководительподчиненный», так и
между коллегами. Выделяют еще один фактор, обусловливающий С. э. с., наличие психологически
трудного контингента, с которым имеет дело профессионал в сфере общения (тяжелые и умирающие
больные, работа с тяжелыми психическими отклонениями, эмоциогенный характер работы с детьми,
страдавшими различными заболеваниями).
Большинство исследователей акцентируют внимание на фазах С. э. с., которые рассматриваются
с позиций стресса Селье (Selye H.).
I фаза «напряжения». Наличие тревожного напряжения, которое служит предвестником и
запускающим механизмом в формировании С. э. с. и сопровождается ощущением тревожности,
снижением настроения, по данным Н. В. Козиной (1998), отмечено у 50% врачей-психотерапевтов. В
качестве основных причин, провоцирующих развитие С. э. с., у врачей-психотерапевтов установлены
прежде всего профессиональные факторы: это трудноизмеримое содержание работы, наличие
психоэмоциональных перегрузок, отсутствие четких обязанностей, свойственных для работы
психотерапевта. Наличие таких личностных факторов, как повышенная ответственность, высокая
степень эмоциональной вовлеченности в проблемы пациентов, характерные для врачей-
психотерапевтов, по-видимому, могут способствовать увеличению напряжения как «запускающего»
механизма формирования С. э. с.
При рассмотрении отдельных симптомов этой фазы наиболее высокими являются показатели по
симптому «переживания психотравмирующих обстоятельств». Данный симптом проявляется в
осознании психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, невозможности что-либо
изменить, накоплении раздражения и отчаяния. Второе место по степени выраженности занимает
симптом «тревога, депрессия». Этот симптом обнаруживается в связи с профессиональной
деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному сгоранию как
средству психологической защиты.
II фаза
«сопротивления».
Действие этой фазы прослеживается с момента появления
напряжения, как только человек начинает осознавать его наличие, он стремится избежать действия
эмоциональных факторов с помощью полного или частичного ограничения эмоционального
реагирования в ответ на конкретные психотравмирующие воздействия.
Ограничения диапазона и интенсивности включения эмоций в процессе профессионального
общения отмечены у 81,2% врачей-психотерапевтов, причем у 25% из них наблюдалась
сформировавшаяся фаза сопротивления, т. е. близкая к тотальной редукции эмоций. Степень
ограничения эмоционального реагирования значительно превышала имеющееся напряжение, что
свидетельствует как о высокой степени психологической защиты, так и о наличии неадекватной
«экономии эмоций», ограничении эмоциональной отдачи, упрощении и сокращении процесса общения
между врачом-психотерапевтом и пациентом.
Одним из доминирующих симптомов этой фазы является симптом «неадекватного
избирательного реагирования». Для таких лиц характерен профессиональный навык экономии эмоций,
ограничение эмоциональной отдачи за счет выборочного, менее интенсивного реагирования в ходе
|