Navigation bar
  Print document Start Previous page
 643 of 825 
Next page End  

рабочих контактов, что свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Второй доминирующий
симптом «редукции профессиональных обязанностей» также достаточно выражен у врачей-
психотерапевтов, т. е. для них характерно использование в профессиональной деятельности упрощения
процесса общения, стремление облегчить, сократить обязанности, которые требуют эмоциональных
затрат.
III фаза — «истощения». Характеризуется падением общего энергетического тонуса.
Эмоциональная защита в форме С. э. с. становится неотъемлемым атрибутом личности. Наличие
эмоционального истощения отмечено у 18,7% врачей-психотерапевтов, причем выраженная степень
эмоционального истощения («эмоциональное сгорание») — у 6,2% врачей-психотерапевтов.
Доминирующих симптомов в этой фазе не было.
Установлена положительная зависимость между уровнем эмпатии и симптомом «переживания
психотравмирующих обстоятельств», между уровнем эмпатии и симптомом «тревоги и депрессии».
Следовательно, наличие таких личностных качеств, как склонность к сочувствию, гуманность,
сенситивность, увлеченность и одновременно неустойчивость, импульсивность, характерные для лиц с
высокой эмпатией, являются предрасполагающими к формированию С. э. с. Напротив, симптомы
«эмоционально-нравственной дезориентации», т. е. отсутствие нравственных чувств, ориентация на
личные предпочтения свойственны лицам с низкой эмпатией. Высокий уровень эмпатии отрицательно
коррелирует с синдромом «личностной отстраненности», не позволяя личности профессионально
«очерстветь».
Таким образом, для врачей-психотерапевтов характерно наличие высокого уровня
эмоционального напряжения, но благодаря высокой способности к сопереживанию, сочувствию, а
также использованию различных способов совладания им удается избежать появления эмоционального
истощения.
В различных направлениях психотерапии для оптимизации процесса взаимоотношения врача-
психотерапевта и больного в последние десятилетия получили распространение разные виды
тренинговых методов подготовки и совершенствования психотерапевтов: интерперсональный вариант
тренинга, терапевтический тренинг, балинтовские группы, котерапевтическая и супервизорская модели.
Тренинговые занятия способствуют выработке необходимых для успешной работы врачей-
психотерапевтов личностных качеств и предотвращения профессиональной их деформации, в частности
в виде С. э. с.
СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Понятие, которое встречается в психотерапевтической
литературе, в частности в книге «Психотерапия» известного чешского психотерапевта Кратохвила
(Kratochvil S., 1987). Он сближает это понятие с комплексной, интегративной психотерапией,
подчеркивает его значение в эмпирическом и научно-познавательном планах. Эмпирический подход
вытекает из практики психотерапевтической деятельности, использующей в лечении пациента все
доступные знания разных школ. Научный подход стремится к синтезу уже существующих и научно
разрабатываемых методов психотерапии. Здесь мы встречаемся с рядом гипотез:
1) при всех подходах есть общий изначальный фактор, который следует выявить и синтетически
квалифицировать;
2) при различных подходах могут быть и разные изначальные факторы, которые могут привести к
одной цели разными путями;
3) существуют различные изначальные факторы, которые необходимо учитывать в исследовании
определенных признаков и проблем у конкретного пациента, но которые малопригодны в других
случаях, когда требуется выявление и учет иных факторов.
Эти 3 гипотезы друг друга не исключают. Разработка понятия С. п. требует опоры на знание
основных неспецифических признаков, имеющихся в различных психотерапевтических направлениях. В
описании их Кратохвил ссылается на работу Франка (Frank J. D., 1973). Последний указывает 4 таких
признака:
1. Взаимоотношения пациента и психотерапевта в контексте диадных отношений. Важной
чертой их является вера пациента в знания психотерапевта и в его возможность помочь ему. Пациент
должен верить, что психотерапевт заботится о нем и о выполнении стоящих перед ним задач. Это не
обязательно «согласие» врача с пациентом, а скорее намерение психотерапевта оказывать помощь
Hosted by uCoz