присоединяемся к тем психотерапевтам, которые говорят о комплексном методе лечения неврозов, но
решительно отмежевываемся от неразборчивого пользования этим термином. Так, признавая значение
психофармакологии и других средств лечебной химии, а также сил природы, считаем их
вспомогательными и категорически возражаем против подмены ими психотерапии, что, к сожалению,
нередко делается. Основа психотерапии знание личности и ее отношений как внутренних условий
невротической декомпенсации, ее слабых, уязвимых мест, определяющих и непреодолимую для нее к
моменту декомпенсации сторону внешних условий; правильное решение вопроса о направлении,
способах и наиболее эффективных методиках психотерапии мы ищем в познании личности и ее
онтогенеза».
СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО КРЕЧМЕРУ. Разработана в 60-х гг. В. Кречмером
(Kretschmer W.), сыном выдающегося немецкого психиатра и медицинского психолога Э. Кречмера
(Kretschmer Е.).
Данный подход (Бурно М. Е., 1995), продолжая традиции учения Э. Кречмера о характере,
синтезирует в себе идеи некоторых религиозных и мистических учений (йога,
санхья, дзэн),
эмпирические психотерапевтические подходы (внушение в состоянии
бодрствования, гипноз и др.),
идеи немецких просветителей и культурологов (эстетическое воспитание Г¸те Шиллера, мифология в
понимании Шеллинга), глубинную психологию Новалиса и Каруса.
В основе теоретической концепции С. п. п. К. единство биологических, психологических и
духовных процессов, определяющих «индивидуальную структуру динамического развития характера».
Согласно этому помощь врача-психотерапевта должна соответствовать данной триединой структуре и
простираться от устранения болезненных симптомов до подготовки к пониманию смысла жизни. В то
же время указанные процессы имеют свою динамику, организацию и развиваются по собственным
законам. Так, природное в человеке (биологическое) тесно связано с телесными и
психофизиологическими особенностями, определяется научно обоснованными закономерностями и
оказывает значительное влияние на психологические процессы, которые, в частности, выражаются в
характерологической динамике. Духовное (личностное, метафизическое) это то, что «преступает»
биологические и психологические законы и не зависит ни от строения тела, ни от душевных свойств
человека. В С. п. п. К. духовное имеет религиозный или философско-нравственный смысл. Естественно,
что такое рассмотрение духовных процессов требует привлечения религиозных и философских систем,
определяющих внепсихологические процессы божественной природы.
Важнейшими предпосылками С. п. п. К. являются, во-первых, вера психотерапевта в стихийную
божественную силу, заключенную в духовном движении человека; во-вторых, обращение к творческой
и свободной личности пациента, который может либо осознать свое духовное предназначение, либо
препятствовать его проявлениям; в-третьих, признание культурно-исторического контекста,
«общественно-культурного пространства», которое, с одной стороны, представляет собой продукт
деятельности человека, а с другой может влиять на процессы обретения и осознания предназначения
человека. Автор подчеркивает значение привлечения культуры, без серьезного воздействия которой на
пациента достижение терапевтического эффекта невозможно. Кречмер полагает, что человек начинает
жизнь и действует как индивидуальная телесно-душевная организация, на уникальное развитие которой
влияют (хотя и не определяют его) социальные процессы (законы, социальные и нравственные нормы)
и наследственно-биологические факторы. В концепции патологии Кречмера взаимосвязаны
биологические и социально-психологические (эквивалентом последнего в С. п. п. К. является духовное
в социокультурном понимании) начала человека. Невротические и некоторые психотические
расстройства, в том числе расстройства при шизофрении, объясняются существованием «основной
биологической проблемы» нарушением в соотнесенности процессов биологического и духовного
(социального) созревания. В С. п. п. К. разработана типология задержек биологического и духовного
созревания. Так, причиной невротического конфликта и невротического поведения, обусловленного им,
может явиться противоречие между непомерно задержанной на инфантильном уровне личностью и
биологически зрелыми инстинктивными проявлениями, например нарушение отношений в семье у
человека, который в биологическом плане стремится к полноценной сексуальной жизни, но в семье
играет роль ребенка по отношению к своей жене. В этом понимании невротического конфликта С. п. п.
К. значительно расходится с психоанализом,
который в приведенном примере будет искать
|