Navigation bar
  Print document Start Previous page
 647 of 825 
Next page End  

п. п. К. Он включает в себя:
1) свободное фантазирование в бодрствующем состоянии, при этом разбуженные побуждения
сообщают о себе в фантазиях и фантастических картинах, которые затем обсуждаются;
2) вспоминание радостных событий из прошлой жизни, особенно из детства;
3) изобразительное творчество, обеспечивающее личностный рост в процессе занятий;
4) созерцание произведений искусства;
5) музыку и пение, особенно народных песен, что является постоянной частью жизни пациентов;
6) поэзию (особенно большое значение, наряду с чтением стихов про себя, отводится
декламации, во время которой пациент духовно растет, постигая человеческие идеалы и проникаясь
ими);
7) танец как культурная форма самовыражения, имеющий несколько терапевтических функций:
экстатические переживания, отреагирование, суггестивный компонент, символическое проявление
коллективных и индивидуальных тенденций и др.;
8) проигрывание драматических произведений, способствующее развитию ряда человеческих
способностей — от тренировки межличностного общения до переживания важнейших метафизических
категорий и духовных состояний (предлагается ставить с участием пациентов написанные ими пьесы,
отдельные акты сценических драматургических произведений, сказки и баллады);
9) ориентацию пациента на постоянное совершенствование в осознании положительных
переживаний и в творчестве, «чтобы выразить себя и сделать полезное людям».
Кречмер рассматривает в качестве основы разработанного им метода воздействия, сочетающие в
себе медикаментозные средства и различные виды психотерапевтических подходов, свободных от
каких-либо «искусственно изолированных» методик. С. п. п. К. обращена к реальному пациенту, к
различным его сторонам — биологическим, психологическим и духовным.
СИСТЕМА ПСИХОКОРРИГИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ
СООБЩЕСТВЕ ЛЕДЕРА. Ледер (Leder S.), известный польский психотерапевт, внес существенный
вклад в развитие теории и практики психотерапии, в особенности групповой психотерапии и
терапевтического сообщества при неврозах.
В центре терапевтической системы Ледера — целесообразность дифференцированной оценки
причин и механизмов возникновения невротических расстройств у каждого отдельного пациента и
вытекающая из этого необходимость применения индивидуализированных лечебных воздействий в
комплексной системе терапии. Различные сочетания биологических, психологических и
социокультурных факторов в этиопатогенезе неврозов создают множество вариантов, которые
невозможно объединить в одну обязывающую схему прежде всего потому, что они возникают на основе
различных личностных структур с разными конституциональными характеристиками. Следствием такой
установки явился принцип применения в рамках терапевтического сообщества таких форм лечения, как
социотерапия,
трудовая, спортивная, двигательная, музыкальная, хореографическая, художественная,
тренинговая и фармакологическая терапия, сочетаемых с психотерапией в узком смысле, в которой
разные методы групповой психотерапии (дискуссионные группы, психодрама-пантомима и др.) играют
важную роль. Воздействие на сознание пациента, модификация его интеллектуального и
эмоционального отношения к самому себе, к своему окружению, своим потребностям и изменение его
мышления, переживаний и поведения — все это, по мнению Ледера, не может осуществляться только
или даже преимущественно путем словесного влияния. Необходимо одновременное воздействие
общественной практикой, испытание и освоение новых познавательных и поведенческих схем
первоначально внутри группы, потом в привычных для пациента условиях. Это является одним из
обоснований наличия и использования разных психотерапевтических структур — стационарных,
дневных и ночных отделений, амбулаторной, групповой и семейной психотерапии, лечебно-трудовых
мастерских, клубов бывших пациентов и т. д. Рациональная форма психотерапевтического воздействия
связана с наличием системы, предусматривающей определенную целевую установку при использовании
различных структур и разных логически взаимосвязанных методов и мероприятий.
В устранении невротических расстройств в разработанной Ледером и его коллегами системе
ведущую роль играют процессы пассивного и активного научения.
Для большинства пациентов более
эффективным, по сравнению с пассивным (передача больным неврозами готового знания), является
Hosted by uCoz