проблемное научение: создание проблемных ситуаций, постановка их перед пациентами, побуждение к
самостоятельному анализу, поиск идей (стратегий) для решения проблем, их верификации в
деятельности, особенно в сфере социально-эмоциональной интеграции в отношениях с другими
людьми.
Эти теоретические установки способствовали развитию прежде всего различных форм
групповой активности в малых и больших группах, что облегчалось организацией жизни в клинике,
созданной Ледером в Варшаве, на принципах терапевтического сообщества. Система последнего
основывалась на равной, общей ответственности и активности больных, побуждала пациентов
принимать участие в достижении общих целей, в установлении норм, принятии решений в условиях
свободного обмена информацией, при отсутствии жесткой иерархии и автократического контроля.
Навыки, приобретенные пациентами в процессе активного научения, с главными механизмами в виде
познавательного научения, социального обусловливания и моделирования в значительной степени
переносятся на внетерапевтические ситуации, т. е. используются для решения проблем, возникающих в
условиях повседневной нормальной жизни.
При приеме пациентов в клинику кроме диагностических критериев учитываются также возраст
(17-55 лет), интеллект, мотивация, продолжительность болезни и др. Интеллектуальный уровень не
является решающим фактором при отборе на лечение, хотя значительное снижение интеллекта
рассматривается как противопоказание. Наличие мотивации к лечению психотерапевтическими
методами очень важно для его успеха, однако этот критерий требует гибкой оценки: мотивация может
радикально изменяться в ходе лечения, известны также трудности оценки этой переменной. В
стационарном отделении 32 койки (16 женщин и 16 мужчин), дневной стационар рассчитан на 15 мест.
Персонал клиники состоит из врачей-психиатров, психологов, специалистов по трудовой, музыкальной,
двигательной терапии и медсестер. Больные и персонал подразделены на терапевтические коллективы,
которые состоят из 2 врачей, 1 психолога, 1 медсестры и 11 пациентов. Члены терапевтического
коллектива выполняют различные роли и функции, взаимно дополняющие друг друга. Лечащий врач
ответствен за терапию в целом и проводит ее в индивидуальном порядке; психолог является групповым
психотерапевтом,
медсестра и врач принимают попеременно участие в занятиях группы; все
специалисты совместно анализируют происходящее в группе. В дискуссиях о проблематике пациента,
которого представляет коллективу и руководителю клиники лечащий врач, участвуют психолог и
медсестра. Психолог формулирует гипотезы о механизмах развития нарушений, характеризует личность
больного и выражает свое мнение относительно предложенного плана лечения; если нужно, проводит
экспериментально-психологические исследования, которые предоставляют дополнительный материал
для постановки медико-психологического диагноза, и руководит тренинговой терапией; при
необходимости вместе с социальным работником устанавливает контакт с семьей, местом работы или
другими элементами общественной среды пациента. Трудотерапевты (педагог и художник) большую
часть дня проводят с пациентами, организуют разного рода занятия (по живописи, скульптуре, ручным
работам) и игры, руководят арттерапией, участвуют в еженедельных танцевальных вечерах, экскурсиях
за город, посещениях кино, театров, музеев. Характер терапии занятостью устанавливается для
отдельных пациентов индивидуально. Роль медсестры включает наряду с уходом (который иногда
необходим, например при наличии функциональных параличей у некоторых пациентов) постоянный
контакт с больными, передачу членам терапевтического сообщества сделанных при этом наблюдений и,
что не менее важно, оказание психотерапевтического воздействия на больных. Музыкотерапевт 1 раз в
неделю руководит музыкальным сеансом в каждой группе. Специалист по двигательной терапии также
1 раз в неделю проводит 2-часовые занятия по танцам и ритмике в каждой психотерапевтической
группе.
Отдельные терапевтические воздействия дополняют друг друга, что осуществляется путем
систематического обмена наблюдениями и информацией между сотрудниками клиники.
После поступления в клинику пациент определяется в одну из трех психотерапевтических групп,
которые состоят из 6 женщин и 5 мужчин. Все группы участвуют в еженедельном заседании
терапевтического сообщества и ряде других мероприятий. В рамках социотерапии пациенты
тренируются в выполнении функций, которые соответствуют их общественным ролям. Это функции
дежурного, члена совета больных и др. В каждой группе проводится 1 раз в неделю художественная
терапия рисование на заданную тему с последующим обсуждением, 1 раз рецептивная
|