2) циркулярность;
3) нейтральность;
4) позитивное истолкование симптомов или проблем пациента и его семьи.
До первой семейной сессии психотерапевты, входящие в терапевтическую группу, выслушав
членов семьи, выдвигают ряд гипотез о парадоксальности взаимоотношений в семье, приводящей к
формированию у одного из ее членов симптомов болезни. Циркулярность понимается как в
этиопатогенетическом («принципы круговой причинности»), так и в практическом плане. Участников
психотерапии опрашивают по кругу, если пациент, к примеру, говорит: «Когда моя мать хмурится, у
меня падает настроение», то врач спрашивает у других членов семьи: «А что вы чувствуете, когда мать
хмурится? А вы сами, мама?» Психотерапевт сохраняет принимающую нейтральную позицию по
отношению ко всем членам семьи. Симптоматика пациента рассматривается как способ
приспособления, поэтому задачей психотерапии становится поиск других путей адаптации для
пациента. Исходя из этого, в С. с. п. выделяют следующие этапы:
1. Объединение психотерапевта с семьей, присоединение его к предъявляемой ею структуре
ролей: 1) установление конструктивной дистанции свободное расположение членов семьи; 2)
присоединение через синхронизацию дыхания к тому члену семьи, который заявляет проблему; 3)
приемы «мимезиса» (Минухин, 1974), прямое и непрямое отражение позы, мимики и жестов участников
психотерапии; 4) подключение по просодическим характеристикам речи к заявителю проблемы,
идентифицированному пациенту (скорость, громкость, интонации речи); 5) использование
психотерапевтом в своей речи предикатов, отражающих доминирующую репрезентативную систему
заявителя проблемы и других членов семьи; 6) отслеживание глазодвигательных реакций участников
психотерапии с целью верификации соответствия словесно предъявляемой проблемы глубинным
переживаниям; 7) сохранение семейного статус-кво, т. е. той структуры семейных ролей, которую
демонстрируют психотерапевту. При этом возможно наличие явного лидера, являющегося инициатором
обращения и заявителем проблемы; он может прикрываться молчанием и невербально давать знать
кому-то из членов семьи, чтобы он играл роль «транслятора», который и говорит от имени семьи. В
каждом из этих случаев психотерапевт, осуществляя присоединение, сохраняет предъявляемую
структуру ролей вплоть до его завершения.
2. Формулирование терапевтического запроса: 1) инициатор обращения предъявляет
психотерапевту, как правило, манипулятивный запрос, который сводится к следующему: «У моего
ребенка имеется симптом. Мой ребенок плохо учится. Мой ребенок непослушный. Сделайте так, чтобы
он был другим». Такие формулировки позволяют инициатору обращения дистанцироваться от
осознаваемого или неосознаваемого чувства вины, снять с себя ответственность за происходящее в
семье и перенести ее на ребенка и психотерапевта; 2) приемы метамоделирования и
психотерапевтические метафоры помогают перевести запрос с поверхностного, манипулятивного
уровня на уровень осознания родителями себя как неэффективных в родительской роли; 3) исследование
членами семьи себя как неэффективных родителей способствует осознанию своей неэффективности как
супругов; 4) параллельно с формулированием запроса психотерапевт исследует ресурсные состояния
отдельно взятых членов семьи и их как системы: «Был ли в вашей жизни момент, когда вы вместе
добились успеха? Как вы это делали?» Э. Г. Эйдемиллером разработана технология формулирования
терапевтического запроса: XR->UR->ZR, где X уровень манипулятивного запроса, U уровень
осознавания себя как неэффективных родителей, Z уровень осознавания своей некомпетентности как
супругов, R ресурсные состояния отдельных ее членов и семьи как системы. На этапе
формулирования терапевтического запроса важным является исследование целей, которые поставлены
каждым членом семьи и которых они хотят достичь в ходе психотерапии. В этот момент необходимо
перевести психотерапевтическую работу из плоскости изучения прошлого в плоскость «здесь и теперь».
Экскурс в прошлое осуществляется лишь для обнаружения ресурсных состояний членов семьи.
Формулирование целей каждого члена семьи приводит к формированию цели семьи как единого,
целостного организма.
3. Реконструкция семейных отношений: 1) работа психотерапевта способствует установлению
границ между подсистемами, усилению функционирования одних и реципрокно связанному с этим
ослаблению функционирования других подсистем. Ранее супруги в основном неосознанно смешивали
|