семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений.
В настоящее время одним из наиболее широко представленных, перспективных, экономически
целесообразных, терапевтически эффективных направлений в семейной психотерапии принято считать
С. с. п. (Watzlawick P., Beavin J. H., Jackson D. D., 1967; Selvini-Palazzoli M. S., 1978; Haley J., 1980; Barker
Ph., 1981; Nichols M. P., 1984; Burnham G., 1991). В рамках интегративного метода, каким является С. с. п.,
семья рассматривается как целостная система. Подобно всем живым системам семья стремится как к
сохранению сложившихся связей между элементами, так и к их эволюции. В живой системе, которая
формируется и сохраняется благодаря эффекту обмена энергией и веществом в неравновесных условиях,
колебания, как внутренние, так и внешние, помогают достичь нового уровня сложности,
дифференцированности.
Таким образом, перефразируя положения классической термодинамики и системного подхода,
можно сказать, что семья как живая система обменивается информацией и энергией с внешней средой
(Minuchin S., 1974; Fishman Н. С., 1981; Prigogine I., 1991). Колебания, внутренние и внешние, обычно
сопровождаются реакцией, возвращающей систему в ее устойчивое состояние. Но когда колебания
усиливаются, в семье может наступить кризис, трансформация которого выведет систему на новый
уровень функционирования. Вот почему перед психотерапевтом встает задача подключиться к системе,
уловить ее колебания, затем совместно усилить их, для того чтобы дать импульс к изменениям и вызвать
фрустрацию с терапевтической целью. На всем протяжении своего существования семья проходит через
естественные «кризисы развития» (Caplan G., 1964): вступление в брак, отделение от родительской
семьи, беременность матери, рождение ребенка, поступление ребенка в дошкольные и школьные
учреждения, подростковый период в жизни ребенка, окончание им школы и выбор своего пути, разрыв
с родителями, уход на пенсию и т. д. Именно на этих этапах семья оказывается неспособной решать
новые проблемы старыми способами, и это вызывает необходимость усложнять приспособительные
реакции. Семья выполняет свои функции с помощью определенных механизмов структуры семейных
ролей, подсистем и границ между ними. Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что,
как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая в отношения друг с другом.
Повторяющиеся взаимодействия приводят к установлению определенных стандартов «стандарты
взаимодействий», по Минухину (1974), а стандарты, в свою очередь, определяют, с кем и как вступать
во взаимодействие. В нормальных семьях структура семейных ролей целостная, динамичная и носит
альтернативный характер. В случае невозможности удовлетворить потребности в рамках сложившейся
структуры члены семьи предпринимают поиск альтернативных вариантов семейных ролей. В 66%
семей, в которых проживали подростки с пограничными нервно-психическими расстройствами, либо
отмечалась структура жестко фиксированных, патологизирующих семейных ролей, либо ее отсутствие
как таковой. Патологизирующими семейными ролями (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999) считаются
такие, которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на
членов семьи.
Семейные подсистемы это более дифференцированная совокупность семейных ролей, которая
позволяет избирательно выполнять определенные семейные функции, обеспечивать жизнедеятельность
семьи. Член семьи может быть участником нескольких подсистем родительской, супружеской,
детской, мужской, женской и др. Одновременное функционирование в нескольких подсистемах обычно
малоэффективно. Когда мать ругает сына за плохую оценку, полученную в школе, и при этом замечает:
«Это потому, что твой отец рохля и не хочет показать, что такое настоящий мужчина», то она
неосознанно начинает функционировать сразу в двух подсистемах родительской и супружеской.
Такое поведение приводит к тому, что ни сын, ни муж не воспринимают критику в свой адрес, но
предпринимают меры, иногда сообща, чтобы защититься от нее. Границы между подсистемами это
правила, определяющие, кто и каким образом выполняет семейные функции. В нормальных семьях они
четко очерчены и проницаемы. При жестких границах коммуникация между подсистемами затруднена,
не происходит обмена информацией; при размытых стрессы, переживаемые в одних подсистемах,
легко иррадиируют и на другие.
Основными принципами работы Миланского института семейных исследований, основанного в
1967 г. Сельвини-Палаццоли, являются:
1) выдвижение терапевтических гипотез;
|