ее поднятием пальца левой руки. Представления ситуаций осуществляются согласно составленному
списку. Пациент воображает ситуацию 5 7 секунд, затем устраняет возникшую тревогу путем усиления
релаксации; этот период длится до 20 секунд. Представление ситуации повторяется несколько раз, и
если у пациента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. В течение
одного занятия отрабатываются 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не
угасающей при повторных предъявлениях ситуации, возвращаются к предшествующей ситуации.
При простых фобиях проводится 4-5 сеансов, в сложных случаях до 12 и более.
В настоящее время показаниями для использования методики С. д. при неврозах являются, как
правило, монофобии, которые не могут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за сложности
или невозможности найти реальный стимул, например страх полета в самолете, поездки в поезде,
боязнь змей и др. В случае множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди
применительно к каждой фобии.
С. д. менее эффективна, когда тревога подкрепляется вторичным выигрышем от болезни.
Например, у женщины с агорафобическим синдромом, со сложной домашней ситуацией, угрозой ухода
из дома мужа страх подкрепляется не только уменьшением его, когда она остается дома, избегает
ситуаций, в которых он появляется, но и тем, что она удерживает мужа дома с помощью своей
симптоматики, получает возможность видеть его чаще, легче контролирует его поведение. В этом случае
метод С. д. эффективен только при сочетании его с личностно-ориентированными видами
психотерапии, направленными, в частности, на осознание больной мотивов своего поведения.
Десенсибилизация in vivo (в реальной жизни) включает только два этапа: составление иерархии
ситуаций, вызывающих страх, и собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях). В
список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть многократно
повторены в действительности. На втором этапе врач или медицинская сестра сопровождает больного,
побуждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психотерапевта,
чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусловливающими
факторами, факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх.
Поэтому эта методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психотерапевта
с больным.
Вариантом методики является контактная десенсибилизация, которая чаще используется при
работе с детьми, реже со взрослыми. Здесь также составляется список ранжированных по степени
испытываемого страха ситуаций. Однако на втором этапе, кроме побуждения психотерапевтом
пациента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование
(выполнение другим пациентом, не испытывающим данного страха, действий согласно составленному
списку).
Еще одним вариантом десенсибилизации для лечения детей является эмотивное воображение.
При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему легко отождествлять себя с
любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психотерапевт при этом
направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с
ситуациями, вызывавшими ранее страх. Методика эмотивного воображения включает 4 стадии.
1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.
2. Выявление любимого героя (или героев), с которыми ребенок легко бы себя идентифицировал.
Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.
3. Начало ролевой игры. Ребенка просят с закрытыми глазами вообразить ситуацию, близкую к
повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.
4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлекается
в игру, в действие вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха,
переходят к следующим ситуациям и т. д.
Методика, подобная эмотивному воображению, может быть использована и in vivo.
СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Под семейной психотерапией традиционно
принято понимать комплекс психотерапевтических приемов и методов, направленных на лечение
пациента (в отечественной литературе устойчиво используется термин «пациент», в западной
«первичный», или «идентифицированный пациент», т. е. носитель симптома) в семье и при помощи
|