(Bandura A., 1970). Они являются аналогами оперантного обусловливания таких приемов, как наказание,
положительное подкрепление, игнорирование, отрицательное подкрепление и др., лишь
воспроизводимых мысленно.
СНОВИДЕНИЯ И РАБОТА С НИМИ В ПСИХОТЕРАПИИ. Еще в глубокой древности
сновидениям придавали особое значение, что отразилось в многочисленных историях, мифах и сказках.
Изучение сновидений с научной точки зрения началось лишь в XX в. До Фрейда
(Freud S.) крупные
исследования проблемы сновидений проводили (на это, в частности, указывает В. М. Лейбин, 1990)
Шуберт (Schubert G., 1814, «Символизм сновидений») и Шернер (Scherner R., 1861, «Работа
сновидений»). В физиологических концепциях отмечалось, что все особенности сновидений вытекают
из хаотической деятельности мозга, погруженного в сон и реагирующего в этом нейродинамическом
состоянии на различные внешние и внутренние раздражители. Психологические теории объясняли
сновидения как продолжение дневной психической деятельности во время сна вплоть до трактовки
сновидений как освобождения души от оков чувственного мира, из-под гнета внешней природы.
Проблемой сновидений серьезно интересовался Крепелин (Kraepelin E.). Под его руководством
была подготовлена диссертация «Исследование глубины сна» (1890), а в 1910 г. Крепелин представил
работу о структурных изменениях речи во сне. В отечественной психиатрии систематическое научное
изучение сновидений длительное время не предпринималось. Важный вклад в эту проблему внес В. Н.
Касаткин (1967, 1983), представивший описание феноменологии сновидений, в частности при
различных нервно-психических нарушениях. В работах М. И. Рыбальского (1983, 1989) приводится
психопатологический анализ сновидений у психически больных.
Особое значение в изучении сновидений приобрела известная книга Фрейда «Толкование
сновидений» (1900), в которой он впервые изложил целостную научную теорию возникновения
сновидений, их биологическую, психологическую и социальную сущность. Фрейд раскрыл адаптивный
смысл биологической функции сна для человека как способа восстановления психического равновесия
через катарсическое действие сновидений, способствующих разрядке нереализованных и аффективно
заряженных желаний, заменяющих действие. Психоанализ,
в отличие от искусства толкования
сновидений в древности, не сосредоточен на предвидении будущего, а стремится раскрыть прошлое с
целью более глубокого понимания проблем человека в настоящем. На основе онтогенетического
подхода Фрейд вначале сосредоточил внимание на анализе сновидений ребенка как более доступных и
простых. В результате их изучения он пришел к выводу о том, что «сновидение это как бы неизжитое
желание».
При попытке понять смысл сновидения, объяснить его Фрейд применил разработанный им
метод свободных ассоциаций. При анализе необходимо разложить сновидение на элементы, с тем чтобы
пациент мог отдаться свободным ассоциациям по каждому элементу сновидения. Во время анализа
собираются воедино мысли, которые возникают при свободном ассоциировании в отношении каждого
из элементов сновидения при соблюдении определенных правил: а) не обращать внимания на явное
содержание оно не является препятствием для анализа; б) анализировать каждый элемент
сновидения, не связывая его сразу с другими или со всем сновидением; ждать, пока скрытое не
возникнет в сознании. Фрейд относит само сновидение к явному содержанию, а материал в результате
анализа к содержанию скрытому. Процесс переработки скрытого содержания в явное он назвал
работой сновидения.
Работа сновидения по превращению мыслей в образные ситуации проводится посредством
драматизации, а по преобразованию связных, явных мыслей и образов в бессвязные осуществляется с
помощью механизма сгущения (наложение друг на друга различных составных частей приводит к
выдвижению на первый план общих элементов и взаимному уничтожению контрастирующих деталей).
Сновидения посредством сгущения создают смешанные лица, образы и композиции, и лишь с помощью
анализа можно отыскать эти составные черты, слитые в одном объекте. Как от каждого элемента
сновидения идут нити ко многим скрытым мыслям, так и каждая скрытая мысль сновидения выражается
обыкновенно не одним, а несколькими элементами сновидения. Наряду с драматизацией и сгущением
третьим существенным механизмом работы сновидения Фрейд называл смещение, или переоценки,
психических ценностей. В результате работы смещения волнующий материал превращается в
нейтральный, интересный в безразличный. При смещении акцента с главного на второстепенное
|