важнейший скрытый элемент представляется в явном содержании сновидения весьма отдаленными и
незначительными намеками. Следующим механизмом работы сновидения является вторичная
обработка, проявляющаяся в перегруппировке и связывании элементов явного сновидения в более или
менее гармоничное целое. Значительно реже отмечается так называемая истолковывающая переработка,
делающая сновидение понятным, как бы хорошо сочиненным. Логические отношения между скрытыми
мыслями в сновидении выражаются различными средствами. Сновидение соединяет все части скрытых
мыслей в общую ситуацию, оно выражает логическую связь сближением во времени и пространстве.
Прямое превращение во сне одного предмета в другой указывает, по мнению Фрейда, на отношение
причины к следствию. Противоречащие друг другу представления выражаются во сне преимущественно
одним и тем же элементом. Противоположность двух мыслей и инверсия проявляются в сновидении
через последовательное превращение одной части сновидения в свою противоположность.
Переживание в сновидении затрудненного движения выражает противоречие между импульсами. В
работе сновидения используются отношения подобия и общности как опорные пункты для сгущения сна
и связи в новое единство всего, что обнаруживает такое согласование. Нелепость в сновидении
означает противоречие, насмешку, издевку в скрытых мыслях. Повторяющиеся сновидения часто
отражают какое-то фрустрирующее событие. Связь содержания сновидения с реальными событиями
вытесняется из сознания.
По существу, все сновидения представляют собой, как полагает автор психоанализа, детские сны,
работают над инфантильным материалом, над детскими душевными движениями и при помощи детских
психических механизмов. С точки зрения исполнения желаний сновидения бывают трех родов. Во-
первых, сновидения, представляющие вытесненные желания в незамаскированном виде; это
преимущественно детские сновидения, они редко встречаются у взрослых. Во-вторых, большинство
сновидений, которые выражают вытесненные желания в замаскированном виде. В-третьих,
сновидения, представляющие вытесненные желания, но без или с недостаточной маскировкой их. Так
называемые страшные (кошмарные) сновидения изображают откровенное исполнение вытесненного
желания. Так как сновидению при этом не удается «исполнить» желания спящего, то часть мучительного
аффекта сновидения сохраняется в его явном содержании. Иногда до полного осуществления дело не
доходит, так как человек просто пробуждается, т. е. цензура сновидения использует вместо искажения
последнее оставшееся в ее распоряжении средство прервать сон под влиянием нарастающего страха
перед напором бессознательных желаний. Бывают и ясные сновидения со страшным содержанием, но
без чувства страха. Однако они представляют хорошо замаскированное исполнение вытесненных
желаний.
Толкование сновидения, т. е. обнаружение скрытых мыслей в явном содержании сна,
осуществляется с помощью ассоциативной техники и знаний о символике сновидений. Постоянное
(повторяющееся) отношение между элементом сновидения и его значением Фрейд называл
символическим, а самый элемент сновидения символом, соответствующим бессознательной мысли
сновидения. Однако он подчеркивал, что символическое толкование может быть только дополнением
ассоциативной техники. В сновидении образно выражаются только определенные элементы скрытых
мыслей. Психоаналитику важно не вложить в чужое сновидение свой собственный смысл. Фрейд
выделил четыре вида взаимоотношений между элементами сновидения и их действительным
значением: часть вместо целого, намек, олицетворение и символика. Фантазия взрослых в сновидениях
располагает необъятным символическим материалом ассоциаций и воспоминаний. Количество
объектов, изображаемых символически в сновидениях, невелико: человеческое тело в целом, родители,
дети, братья и сестры, рождение, смерть, нагота и др. Элементы сексуальной жизни гениталии,
половые процессы и сношения изображаются при помощи разнообразной и богатой символики.
В соответствии со взглядами Фрейда сновидение является искаженным представлением
(репрезентацией) скрытого несовместимого желания, не согласующегося с сознательной установкой, в
силу чего оно цензурируется, т. е. искажается так, чтобы сознание его «не узнало». Работа сновидения
это процесс отбора, сгущения, искажения, трансформации, инверсии, перемещения, наглядного
изображения мыслей и высказываний, символизации, вторичной обработки и других модификаций
первоначального желания. Сновидение представляется «царской дорогой» (via regia), большой дорогой,
связывающей подсознательную жизнь с сознательной.
|