значительный лечебный эффект.
Юнг подчеркивал, что сновидения являются своеобразным творением бессознательного и их
нельзя истолковывать только в качестве симптома вытеснения. Он полагал, что сны являются каналами
связи с бессознательной стороной психики, они передаются символическим языком, но совсем не
обязательно обусловлены желаниями или представляют тот или иной способ скрыть неприемлемое.
Чаще всего сновидения дополняют сознательную дневную жизнь, компенсируя ущербные проявления
индивида. В ситуации невротического расстройства сновидения могут предупреждать о «сходе» с
правильного пути. Юнг предпочитал анализировать не единичные сновидения, а серии их, так как это
позволяет выделить устойчивые информативные признаки. Обычно он спрашивал пациента о каждом
элементе сновидения: «Каким образом эта вещь могла возникнуть в поле вашего сознания?» или «А
каковы ваши ассоциации с... (например, с этим домом)?». Юнг часто предлагал больным нарисовать то,
что явилось им во сне или в фантазии, считая, что материальное оформление образа вынуждает к
длительному рассмотрению его во всех деталях, благодаря чему он может полностью проявить свое
воздействие.
Таким образом, интерпретация сновидений по Юнгу (Samuels A., Shorter В., Plaut F., 1994)
включает следующие положения: 1) интерпретация должна привнести нечто новое в сознание, но не
повторяться и не морализировать; она может уловить компенсаторно-психологическое намерение
процесса сновидения; 2) интерпретатор должен принимать во внимание личный контекст жизни
индивида и его психобиографического опыта; эти факторы наряду с влиянием его социального
окружения (которое иногда называют коллективным сознанием) выявляются путем ассоциации; 3)
символическое содержание сна вне зависимости от его сюжета становится более ценным, если
сравнивается с типичными культурными, историческими, мифологическими мотивами; они обогащают
личный контекст сновидения и связывают его с «коллективным бессознательным»; подобные сравнения
подразумевают трудоемкую работу по амплификации; 4) интерпретаторам следует «оставаться верными
образу сна», держаться как можно ближе к содержанию сновидения; ассоциация и амплификация
рассматриваются как способы придания изначальному образу большей живости, значения и
доступности; тем не менее образ сна принадлежит самому сновидцу и его следует соотносить с его
собственной психической жизнью; 5) основной критерий «плодотворности» интерпретации делает
ли она возможным сдвиг в позициях сознания сновидца. Кроме того, Юнг считал, что большинство
снов может интерпретироваться на субъективном уровне (подразумевается «глубина», или уровень,
интрапсихического изменения личности) или на объективном уровне (предполагается выход на
поверхностный уровень, в мир реальных жизненных событий).
В связи с появлением новых возможностей представляет интерес работа со сновидениями в
психодраме.
Если психоанализ различает две категории сна, т. е. явное и скрытое содержание
сновидения по Фрейду, или значение сновидения на объективном и субъективном уровнях по Юнгу, то
в психодраме принимается во внимание третья категория экзистенциальное содержание сновидения,
или содержание действия по Морено (Moreno J. L.). В нем скрытое и явное содержания сновидения
совпадают. При психодраматической переработке сновидения оно не истолковывается на уровне
рационального, а проясняется в процессе игры благодаря мореновскому синтезу действия и речи,
предсознательного и сознательного в близком ко сну, но все же сознательном психическом состоянии
пациента. Все толкования исходят от самого протагониста, но к ним он подводится не через
размышление, а непосредственно путем спонтанного действия и эмоционального переживания образов
сновидения. Лейтц (Leutz G. А., 1994) пишет, что, опираясь на свой огромный опыт
психодраматической работы со сновидениями, Морено утверждал следующие постулаты: 1) человек
глубже всего способен почувствовать нечто на уровне психодраматического действия, потом на уровне
реальности и только затем на вербальном уровне непсиходраматической психотерапии; 2)
«вызывание» и осознавание в процессе психодрамотерапии важных событий из прошлого и настоящего,
сновидений и фантазий находится в прямо пропорциональном отношении с глубиной переживания,
которой пациент достигает в психотерапии; 3) психотерапевтического изменения личности и стойкого
исцеления можно достичь только на уровне действия. При психодраматической работе со
сновидениями ведущий просит протагониста представить на сцене, например, в соответствии с
содержанием сновидения, реальную спальню. Там, где стоит его кровать, протагонист ложится на пол.
|