Navigation bar
  Print document Start Previous page
 659 of 825 
Next page End  

Сцена слегка затемнена. Протагонист закрывает глаза. Он сосредоточивается на приснившемся образе и
описывает увиденное. «Сновидца» просят изобразить сон на сцене. Пациент выбирает из группы тех
участников, которые будут действующими лицами его сновидения, затем расставляет на сцене
воображаемые декорации и приступает к воспроизведению сна в психодраме. Сновидение или его
продолжение в виде сна наяву может выйти на уровень реального или оставаться в символической
форме. После воспроизведения сна осуществляется ролевая обратная связь протагониста и партнеров.
Они описывают чувства, пережитые ими в процессе изображения персонажей из сновидения.
Психодраматическая работа со сновидением состоит из трех частей: воспроизведения самого сна, его
продолжения и спонтанной актуализации латентного желания, или обращения необратимого события.
Преимущество психодраматической работы со сновидениями по сравнению с психоанализом
заключается в возможности символической драматизации продолжения сновидения, которое обычно
прерывается в кульминационной точке конфликта или затруднительного положения. Для протагониста
это психодраматическое продолжение представляет собой полемику со скрытым образом сновидения,
которая почти всегда приводит к разрешению конфликта, пережитому в эмоциональном действии.
В отличие от психоанализа, в гештальт-терапии сновидения не интерпретируются — они
«проигрываются» и используются для интеграции личности. Перлс (Perls F. S.) считал, что различные
части сна являются фрагментами личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их
совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части личности и скрытые
тенденции, которые проявляются в сновидении. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его
фрагментов может быть обнаружено содержание сновидения через его переживание, а не посредством
анализа. Каждый элемент сновидения рассматривается как потенциальный источник содержания,
связанного с определенным аспектом реального существования пациента. Сущность работы над
сновидением состоит в оценке его как актуального, а не прошедшего, явления и как формы действия, а
не основы для интерпретации. Поскольку идентификация представляет собой противоположность
отчуждению, отождествление с отдельными элементами сновидения благоприятствует наиболее
полному контакту с отделившимися фрагментами собственной личности, способствует их ассимиляции
и, таким образом, приводит к росту интеграции личности.
В ситуации, когда сновидения больного бедны, его можно научить видеть сны в гипнотическом
трансе или — с помощью постгипнотического внушения
во время нормального сна. Посредством
внушения содержание сна можно связать с теми или иными общими или частными проблемами. Если
желаемого удается добиться хотя бы однажды, обычно оказывается, что пациент обретает способность
видеть сны и вне гипноза. Гипноз можно использовать также для воспроизведения забытых элементов
сна, выяснения деформаций, цель которых состоит в сокрытии значения сна («вторичная обработка»), и
для того, чтобы облегчить пациенту постижение (через значение снов) его отношения к другим людям и
компонентам его повседневного бытия. Гипноз может спонтанно актуализировать те сны, которые
оказались забытыми, поэтому он показан больным, которые не могут запомнить свои сны. Сновидения
в гипнотическом состоянии бывают спонтанными и отражают неосознаваемые установки,
воспоминания, чувства и конфликты. Они также могут раскрыть пациенту значение пережитого в
гипнотическом состоянии, а также деформацию его отношения к психотерапевту, обусловленную тем,
что он путает последнего с авторитетными лицами из собственного прошлого.
Таким образом, различия в понимании сновидений представителями разных направлений
доказывают сложность и многосторонность этого удивительного феномена человеческой психики,
необходимость дальнейшего его изучения и раскрытия возможностей использования в психотерапии.
СОКРАТОВСКИЙ ДИАЛОГ. В предисловии к своей книге «Психоневрозы и их психическое
лечение» Дюбуа (Dubios P., 1912) писал: «...рациональная психотерапия представляет собой
"перевоспитание", с помощью которого "нужно" развить и укрепить ум больного, научить его правильно
смотреть на вещи, умиротворить его чувства, меняя вызвавшие их представления. Для этого нет другого
средства, кроме убеждения посредством диалектики, которое можно было бы назвать сократовским
методом».
С. д. можно даже представить в виде своеобразной интеллектуальной борьбы, в ходе которой
корригируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения больного.
Психотерапевт постепенно, шаг за шагом подводит пациента к необходимому и запланированному
Hosted by uCoz