Navigation bar
  Print document Start Previous page
 660 of 825 
Next page End  

выводу. В основе этого процесса лежит логическая аргументация, составляющая суть методики С. д. Во
время беседы психотерапевт задает вопросы пациенту таким образом, чтобы тот давал лишь
положительные ответы, на основе чего пациент подводится к принятию суждения, которое в начале
беседы не принималось, было непонятным или неизвестным.
Обосновывая эффективность психологических воздействий, в основе которых лежит убеждение,
Кречмер (Kretschmer E., 1928) вслед за Дюбуа характеризовал методы переубеждения посредством
диалектики, настойчивого уговаривания и доказательства с выдвижением убедительных логических
доводов как «метод древнего Сократа». При ноогенных неврозах Франкла (Frankl V. E.), связанных с
утратой смысла жизни, в процессе логотерапии также используется методика С. д., позволяющая
подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Большую роль при этом
играет личность самого психотерапевта, однако навязывание им своего понимания смысла жизни
недопустимо.
Среди методик эмоционально-стрессовой психотерапии В. Е. Рожнов (1989) называет
рациональную психотерапию в виде С. д. Во время эмоционально насыщенной беседы врач умело
поставленными вопросами подводит больного к осознанию необоснованности своих опасений.
Стойкий психотерапевтический эффект в немалой степени связан с тем, что пациент полагает, будто он
сам пришел к новым для себя суждениям и выводам и они соответствуют его системе личностных
установок.
Г. Б. Геренштейн в своей книге «Введение в практическую психотерапию» (1927) приводит
пример психоаналитического лечения, где в беседах с пациенткой описывал фрагмент разговора,
который вполне может отразить прием С. д. В нем врач пытается убедить больную, что невротический
симптом исчезнет после того, как она осознает его смысл. «Скажите, — говорю я ей, — к какому разряду
жизненных явлений вы относите наши, например, сновидения — сознательных или бессознательных?»
— «Ну конечно, бессознательных». — «Так. А вам снятся кошмарные сновидения?» — «Как же, я иногда
так мучаюсь во сне». — «То есть как это вы мучаетесь?» — «А очень просто: мне бывает иногда так
тяжело и я так кричу от боли, что просто задыхаюсь и просыпаюсь вся в поту». — «И все это от
сновидения, обусловленного игрой бессознательного?» — «Ну да». — «Ну, вообразите теперь, что я,
врач, наблюдаю, как вы страдаете от такого кошмарного сновидения, когда вы мечетесь, кричите от
боли, задыхаетесь и т. п., что я, по-вашему, должен был бы сделать: впрыснуть вам морфий или
положить компресс на сердце?» — «Да просто меня разбудить». — «А для чего же вас будить?» — «А
для того, чтобы мне стадо понятно, что это был сон». — «Так вот что! Значит, для того чтобы
освободить вас от страданий, обусловленных бессознательным, вы предлагаете вас разбудить, то есть
подвергнуть их контролю сознания, и тогда, поняв, что это только кошмарный сон, вы от этих
страданий избавитесь. Точно так же и здесь, поскольку вы не понимаете, откуда у вас это... вы и
страдаете, как от кошмарного сна; лишь только вы поймете, какими мотивами оно обусловлено, — вы от
него избавитесь. Допускаете это?» — «Да, теперь для меня ясно».
Описанный выше пример показывает, что С. д. может быть элементом различных личностно-
ориентированных психотерапевтических методов, задачей которых является вовлечение пациента в
сотрудничество и расширение сферы его сознания.
СОМАТО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО МАУРЕР. Разработана Маурер
(Maurer I., 1986) — директором Института сомато-ориентированной психотерапии в Цюрихе. Под этим
методом автор понимала интегративный психотерапевтический подход, в котором учитываются не
только психосоциальные и личностные факторы, но и телесная форма функционирования человека.
Целью метода является развитие адекватного осознания пациентом реальности, самосознания и
самопонимания, а также осознания взаимосвязей между его духовной и соматической сферами.
При проведении С.-о. п. п. М. большое значение придается способности психотерапевта к
многомерному мышлению, целостному восприятию поведения больного на его психологическом,
социальном, экологическом, соматическом и трансцендентном уровнях, умению устанавливать
эмпатическую коммуникацию и находить общий язык в речевом взаимодействии с пациентом. В
процессе С.-о. п. п. М. выделяется ряд этапов: установление эмоционального контакта; интеграция в
сознании психотерапевта разрозненных впечатлений; осознание им того состояния пациента, которое
должно быть достигнуто в результате психотерапевтических воздействий; непосредственная
Hosted by uCoz