Navigation bar
  Print document Start Previous page
 663 of 825 
Next page End  

заманить в какую-то организацию или секту. Так могут рассуждать только те, кто знаком с программой
поверхностно и потому не знает, что от членов Сообщества АА никто не требует признания одной-
единственной концепции Бога («силы большей, чем мы сами»). При более внимательном изучении
содержания «12 шагов» легко можно заметить, что любой член Сообщества АА сам определяет свою
«Высшую силу», т. е. Бога «как он Его понимает», и никто из остальных членов не вправе что-либо
диктовать. Один из основателей сообщества АА, Билл, в книге под названием «АА достигают зрелости»
по этому вопросу писал: «Атеистам и агностикам скажи четко, что они вовсе не обязаны принимать Бога
в нашем понимании. Пусть вместо Бога признают какую-либо свою разумную правду. Самое важное,
чтобы все они поверили, что существует какая-то сила, более великая, нежели они сами».
Программа практически доступна для любого алкоголика, невзирая на его возраст, образование,
общественное положение, религию. Она позволяет взглянуть на суть болезни (зависимости) и на самого
себя, проанализировать свои межличностные контакты, помогает познать и обогатить потенциальные
возможности собственного «Я», а также дает ориентиры для достижения трезвости. Трезвость в
Сообществе АА понимается значительно шире, чем сама абстиненция, поскольку она подразумевает
другой, измененный способ мышления, восприятия себя и других, а также способность зрело и «трезво»
жить и функционировать. Сформулированные в «12 шагах» цели реализуются отдельными членами
групп по-разному, а «шаги» лишь предлагают очередность анализа собственных переживаний и опыта и
достижения перемен. То, что происходит с человеком, добросовестно выполняющим программу «12
шагов», весьма тождественно происходящему с ним во время психотерапевтического процесса
(Woronowicz В. Т., 1990, 1992). Обязательные нормы, формы работы и языковые обороты заметно
разнятся между собой, но тем не менее процесс самопознания и знакомства со своими проблемами,
проявление готовности к личностным изменениям и самих изменений поведения очень сходны.
Рассмотрим под этим углом зрения отдельные шаги.
1-й шаг — «Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признались в том, что потеряли
контроль над своей жизнью» — является началом всех действий, способствующих прекращению
алкоголизации. Подчеркивается необходимость признания собственного бессилия по отношению к
алкоголю и неизбежность своей капитуляции, без чего не может начаться процесс выздоровления. Это
очень важный шаг, ибо только осознание своего бессилия и потери контроля над собственной жизнью, а
также убеждение в
окончательном поражении могут вызвать у алкоголика потребность обратиться за
помощью.
2-й шаг — «Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могучая, чем наша собственная,
может вернуть нам здоровье» — призывает к умалению своего «Я», ибо вера в «Силу более могучую»
несовместима с чувством собственной исключительности, своего всемогущества. Опора на «Силу более
могучую» осуществляется посредством как признания существования Бога («как мы Его понимаем»), так
и обращения за помощью к другому человеку (к терапевту, супругу, спонсору Сообщества АА) или
коллективу. 2-й шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства «центра мироздания» и связанных с
ним гнетущих обязанностей.
3-й шаг — «Приняли решение перепоручить нашу волю и нашу жизнь Богу как мы Его понимаем»
— это начальный шаг, поскольку он опирается на действия, ограничивающие собственную волю и
чувство силы. В трудные моменты жизни поддержкой для лиц, прорабатывающих этот шаг, может
служить молитва о душевном покое, «позаимствованная» членами Сообщества АА у римского
императора Марка Аврелия: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах
изменить, мужество — изменить то, что могу, и мудрость — отличить одно от другого».
4-й шаг — «Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения» —
это призыв взглянуть на себя честно, без обмана, отмечая как свои недостатки, так и достоинства,
осознавая причины происшедшего. Добросовестный и искренний анализ («с нравственной точки
зрения») дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет предпринять меры,
направленные на достижение желаемых изменений.
5-й шаг — «Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу
своих заблуждений» — можно сравнить с исповедью, освобождающей человека от чувства одиночества,
позволяющей надеяться на прощение со стороны другого человека и тем самым примирение с самим
собой. Избавление от чувства изоляции и вины и вместе с тем обретение реалистичного образа самого
Hosted by uCoz