психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова С.
оценивается как реальный клинический факт.
Представляя собой своеобразный психологический защитный механизм, С. обычно отражает реакцию
пациента на болезненное для него прикосновение к зачастую глубоко скрытым или скрываемым им
тягостным переживаниям, а также на перестройку, реконструкцию нарушенных отношений. С.
выражается в общении с врачом в различных формах в уклонении от обсуждения наиболее важных
проблем и переживаний, в молчании, в переводе разговора на другую тему, в неясности формулировок
проявлений своего заболевания, в отрицательных реакциях на те или иные методы лечения, в юморе, а
иногда даже в излишней податливости и согласии с высказываниями врача без должной их переработки
и т. д. Выраженность С., противодействие психотерапевтическому влиянию в процессе лечения может
изменяться. Оно повышается при несовместимости установок больного и психотерапевтического стиля
врача, при явном игнорировании устойчивых ожиданий пациента, преждевременной интерпретации,
чрезмерных требованиях от него откровенности или активности. Суть всей работы над С. состоит в том,
чтобы помочь пациенту осмыслить и преодолеть свои неосознаваемые усилия вовлечь психотерапевта
в «невротические маневры» и в конечном итоге победить и избежать его влияния. Наряду с
интерпретацией полезным может быть эмпатическое вмешательство, позволяющее пациенту не только
ограничивать С., но и в более оптимальных условиях осознавать его.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Задача С. п. с помощью психотерапевтических
воздействий не только лечить болезни, осуществлять психогигиенические и психопрофилактические
мероприятия, но и улучшить социальное поведение индивида. При этом не делаются различия между
психически больными, преступниками, лицами с отклонениями в поведении и т. д. Методы
психотерапии рассматриваются как адекватные способы коррекции всех форм отклонений и
делинквентного поведения.
Интерес к С. п. возрастает по мере все большей интеграции психотерапии в различные области
медицины и социальной практики человека. Если иметь в виду такое понятие, как уровни системы
интеграции, то можно говорить об интеграции психотерапии в общество, в медицину, в лечение
болезни с учетом ее биопсихосоциальной сущности и др.
Не вызывает сомнений наличие тесной связи между «социальным» и «медицинским» (в том
числе психическим) здоровьем общества. Пример тому нынешняя ситуация в нашей стране.
Значительная общественно-политическая трансформация общества у многих людей вызывает чувство
неуверенности, неопределенности, незащищенности, растерянности, ощущение потери опоры, что
выражается в напряженности, а часто и агрессивности. На этом фоне возрастает значение
психотерапевтической службы, ее интеграции в общественную жизнь, что вызвано ростом нервно-
психической напряженности здорового населения, увеличением частоты пограничных нервно-
психических расстройств. Одновременно наблюдается усиление «магического настроя», всплеск
интереса к мистике, оккультизму, возникновение альтернативной психотерапии в невиданных ранее
масштабах. Одна из наиболее популярных ее разновидностей телевизионная психотерапия (с учетом
возможностей передачи информации одновременно десяткам миллионов людей). В странах западного
типа эту функцию выполняет церковь, стремящаяся к гармонизации общества, преодолению в нем
кризиса веры и укреплению взаимопонимания.
Говоря об интеграции психотерапии в общество, можно вспомнить уже имеющие свою историю
попытки решить его социальные проблемы с помощью поведенческой психотерапии и несколько позже
гуманистической психотерапии.
Наиболее ярким примером С. п. является проблема «модификации поведения» путем
использования прежде всего поведенческих методов психотерапии, наиболее полно разработанная в
трудах Скиннера (Skinner В. Р.), особенно в его известной книге «По ту сторону свободы и достоинства»
(1971). Однако и до работ Скиннера отрицание Уотсоном (Watson J. В.) и другими бихевиористами
таких понятий, как психические процессы, сознание, мышление, и понимание ими поведения как
определяемого исключительно внешними условиями означало перечеркивание и отрицание
творческого, самостоятельного начала в человеке и в результате приводило к заключению, что
поведением можно руководить и манипулировать. Для этого более всего подходил специально
подготовленный психотерапевт, исполняющий функции «социального инженера» и являющийся
источником наказаний и поощрений.
|