Перенаселение и угроза голода, не устраненная опасность ядерной войны, загрязнение
окружающей среды, агрессивность, преступность и другие проблемы человечества это реальность.
Несмотря на значительные достижения в этой области, положение, по Скиннеру, становится все хуже, и
мы с разочарованием обнаруживаем, что сама технология оказывается все более несостоятельной.
Социальное зло порождено самим поведением людей и нашей неспособностью эффективно на него
воздействовать. Ответственность за катастрофические последствия стихийного развития общества
Скиннер возлагает на индивидуализм. Отстаивая свою свободу и достоинство, индивидуалист
отказывается действовать ради других. Он не обеспокоен тем, выживет или нет его цивилизация, и ему
безразлично, как долго она будет существовать после него. Он непоколебим в своих эгоистических
убеждениях и поведении и не поддается каким-либо рациональным доводам о благе грядущих
поколений. Индивидуализм, эгоизм личности, считал ученый, в конечном счете подрывает сами основы
цивилизации. Автор разрабатывал идею управления поведением и создал технологию поведения,
целью которой является разрешение социальных проблем путем модификации поведения человека
средствами внешнего контроля.
Если иллюзорный, механистический характер взглядов Скиннера вызвал резкую критику и у нас,
и в западных странах, то возложение экзистенциально-гуманистическими психотерапевтами на
человека всей ответственности за свое благополучие, их утверждение, что человек «держит судьбу в
собственных руках», вполне отвечают социальным нормам современного западного общества. Упор в
экзистенциально-гуманистических концепциях психотерапии на выработку у индивида аутентичных
установок и контактов с окружающими его людьми в условиях повседневной жизни, при наличии
фрустрирующих ситуаций, ситуаций неискренней и условной коммуникации чаще всего приводит лишь
к видимости зрелости, к разочарованию и «псевдоинтеграции». Возникает иллюзия возможности
решить все проблемы современного человека с помощью психотерапии (Leder S., 1990). Однако
сохранения нервно-психического здоровья не удается достичь только путем все большего охвата
населения теми или иными формами психотерапии. Решение проблем по линии «человекобщество»
лежит в иных плоскостях, чем это предлагается в экзистенциально-гуманистической психотерапии,
прежде всего в реализации морально-этических ценностей общества, воспитательно-педагогических
систем, социальных мер государства, направленных на улучшение жизненных условий, и др.
Вместе с тем, как отмечает Ледер, во многих развитых странах в определенных кругах
значительно возрастают ожидания относительно роли и возможностей психотерапии. Не находя
ответов на вопросы, вызванные развитием цивилизации и обострением социально-политических,
экономических и национальных противоречий в религии и идеологии, люди ищут их в сфере
иррационализма или психологии. Учитывая эти ожидания и потребности, многие психотерапевты
выдвигают цели, которые не совпадают с целями оказания помощи больным, а касаются
совершенствования личности, межчеловеческих отношений, семейных, микро- и макросоциальных
структур. Психотерапию действительно можно использовать для достижения ложных целей, применяя
методы, не отвечающие общественным нормам и требованиям, она становится, таким образом, еще
одним инструментом управления людьми даже вопреки их воле. Однако психотерапия может играть
также и важную положительную роль с ее помощью можно не только уменьшить страдания, но и
способствовать совершенствованию социального окружения человека, разрешению им проблемы
смысла жизни.
СОЦИАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ. Термин, введенный представителями бихевиоризма и
обозначающий приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению других
живых существ или наблюдений за ними С. н. объясняется при этом исходя из основных понятий
бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление) и экспериментально изучается на животных.
С. н. у человека это путь приобретения им общественно-исторического опыта через усвоение
содержательных компонентов человеческого поведения (побудительно-мотивационных и
операциональных). Реализуется оно в двух основных направлениях приобретение организмом новых
форм реакций: 1) путем подражания (так же, как и у животных) поведению других людей; 2) путем
представления внешних влияний и ответных реакций на них символически, в виде «внутренней модели
внешнего мира» (Бандура (Bandura A.)). Последнее сопряжено непосредственно со значением знаков,
усвоенных в прошлом опыте индивида, т. е. обусловливается ранее использованной им структурой
|