знакового обучения. С. н. в первом варианте практически полностью сводится к процессу подражания,
но следует учитывать, что на разных этапах индивидуального развития человека за внешне сходными
явлениями подражания скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте
подражание движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытки установить первый
«содержательный» контакт. Подражание в дошкольном возрасте путь проникновения в смысловые
структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и преобразуется вместе с
изменением основного занятия этого возраста сюжетно-ролевой игры: первоначально ребенок
подражает наиболее открытым для него сторонам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь
постепенно тем сторонам, которые реально отражают смысл ситуации. Подражание в подростковом
возрасте направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию себя с некоторой
конкретной значимой для подростка личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и
личностных характеристик. Подражание у взрослых выступает элементом научения в некоторых видах
профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.).
С. н., основанное на «внутренней модели внешнего мира», по сути, представляет собой
сенсорное научение на когнитивном уровне, которое перерастает в познание существенных
объективных свойств реальности, их классификацию в категориях опыта человечества и обобщение
обнаруженных связей с помощью языка. Поскольку познанные связи закрепляются в языке, то такое
научение превращается в знаковое обучение.
Сущность знакового научения в формировании у обучающегося информационных отношений
типа «предметзнак значение». Содержание знакового научения включает отражение и закрепление
информационных отношений, характеризующих реальный мир и целесообразную деятельность людей, в
знаках и их значениях.
Предпосылкой знакового научения человека является способность абстрагирования действий от
условий, в которых эти действия совершаются, а также возможность абстрагирования самих
информационных отношений, существенных для тех или иных сторон общественной практики.
Условиями знакового научения являются создание и использование соответствующего языка,
понятного обучающимся, а также построение таких структур учебных материалов, которые решают
проблемы посильности и доступности обучения, т. е. обеспечивают оптимальные соотношения
составляющих новой и релевантной учебной информации.
Основой знакового научения являются не ассоциации, не отбор и выделение значений, а
деятельность по формированию информационных отношений, кодированию, переработке и хранению
учебных материалов.
Механизмы формирования информационных отношений при знаковом обучении могут быть
описаны с помощью теории поэтапного формирования умственных действий. На первом этапе
знакового обучения важные признаки предмета предъявляются ученику в знаковой, материализованной
форме, а операции по выделению этих ориентиров осуществляются в форме предметных действий по
правилам ведения и исключения знаковых выражений педагогической семиотики, т. е. идет процесс
кодирования учебной информации. На втором этапе материализованные ориентиры предметных
операций убираются и заменяются речевыми обозначениями и действиями, т. е. преобразуется материал
знаков учебной информации. На третьем этапе словесные действия заменяются мыслительными
операциями, опять преобразуется материальный носитель знаков, происходит перекодирование и
сверка учебной информации. Знаковое научение принципиально отличается от сенсорного и моторного
тем, что обучающее воздействие на организованную систему оказывает не изучаемый предмет и его
свойства, а искусственно созданный знак изучаемого предмета. При этом организованная система
реагирует не на свойства предмета знака, не на его материал, а на то, что он означает, т. е. на
информационные отношения, передаваемые с помощью знака. Информационные отношения это уже
совершенно иные отношения по сравнению с ассоциативными связями типа «вещьвещь»,
«свойствосвойство», «вещьдействие», «свойстводействие» и т. д. Информационным отношением
является отношение «предметзнакзначение», возникшее в результате познавательной деятельности
и вне ее объективно не существующее. Информационные отношения нельзя ни обнаружить, ни усвоить
с помощью ассоциаций, поскольку они не основаны на физической смежности их составляющих.
Значение, являясь психической категорией, не находится в физическом времени и пространстве. Здесь
|