настаивание на том, что ответственность несет группа.
3. Поддержка и одобрение: руководитель поддерживает, утешает, одобряет, проявляет уважение,
согласие, положительное отношение, участие, симпатию, сочувствие.
4. Непрямое руководство: руководитель ведет группу не в прямой манере. Если возникают
затруднения, не говоря о них, игнорирует их или незаметно обращает внимание группы на другую тему.
5. Структурирование: руководитель создает структуру групповых занятий. Определяет правила и
показывает группе наилучший путь.
6. Критика: руководитель провоцирует, критикует группу или члена группы в более или менее
насмешливой манере. Обвиняет, обижает, высмеивает, критикует защитное поведение.
7. Чувства членов группы: руководитель требует от членов группы высказать свои чувства и
реакции на происходящие события.
8. Чувства руководителя: руководитель выражает собственные чувства.
9. Личный опыт руководителя: руководитель рассказывает группе о своем личном опыте,
имеющем отношение к происходящим в группе событиям.
10. Кларификационные и конфронтационные вопросы: руководитель спрашивает членов группы
о причинах их поведения. Это должно по виду и контексту реакции вести к тому, что они свое
поведение больше объясняют или защищают.
11. Вопросы по групповой динамике: руководитель поощряет участников к тому, чтобы они
рассматривали данную ситуацию и испытывали происходящее в группе в динамике, в более широкой
перспективе, с более глубоким пониманием событий в группе.
12. Атмосфера группы: руководитель описывает то, что происходит в группе, но с минимумом
интерпретаций и заключений. Описывает настроение группы так, как его сам чувствует, или обращает
внимание на групповые события, которые группа не заметила или недооценила. Эта категория реакций
является первой из категорий, в которых руководитель раскрывает группе, что он сам думает о
происходящем. (Следующие две категории представляют более ясные и четкие интерпретации.)
13. Интерпретация групповой ситуации: руководитель интерпретирует взаимодействия группы,
которые находятся глубже внешних событий. В центре объяснения находится то, что происходит в
группе как в целом. В ситуациях, где проявляется активность только одного члена группы, руководитель
объясняет поведение этого участника относительно того, какое оно имеет значение в контексте
группового действия.
14. Интерпретация поведения отдельного члена группы: руководитель интерпретирует события и
поведение отдельных членов. Объясняет их поведение как противодействие или защиту, как выражение
страха, вины или злости или как реакцию на определенные прошлые события. Так как эта
интерпретация нередко является одновременно и изложением групповой динамики, нельзя эту
категорию точно отличить от категории 13.
15. Личная жизнь: руководитель поощряет членов группы рассказывать о себе как об
индивидуумах. Если участники говорят о себе и о своей жизни вне группы, он поддерживает их в этом.
Если они говорят о группе или о себе в контексте группы, поощряет их к тому, чтобы говорили о себе
как об индивидуумах.
16. Прошлое и семья: руководитель поощряет членов группы к тому, чтобы они говорили о
значительных событиях из своей жизни, о своих отношениях к родителям, к братьям и сестрам.
17. Изменение поведения: руководитель поощряет членов группы сообщать о тех аспектах своего
поведения, которые они хотели бы изменить.
18. Невербальные методы: руководитель предлагает какой-нибудь невербальный метод.
19. Разыгрывание ролевой ситуации: руководитель предлагает разыгрывание ролевой ситуации
(психодраматический метод).
Между способами и С. р. п. г. не выделяют жестко детерминированные варианты сочетаний.
Руководители гибких эффективных групп признают, что им приходится на протяжении всего времени
развития группы варьировать свой стиль руководства в соответствии с конкретной ситуацией и
проблемами пациентов. Авторитарное руководство более целесообразно, когда задача жестко
структурирована, члены группы испытывают сильный стресс, динамика группы настолько неясна для
участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит. И наоборот, чем более
|