эффективно поведение членов группы, тем менее активен групповой психотерапевт. С целью
повышения компетентности групповых психотерапевтов целесообразно сопровождать занятия с
группами видеозаписью и последующей супервизией.
См. также Групповая психотерапия.
СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ.
Переживание стресса и управление им относятся к центральным, ключевым явлениям многих
человеческих проблем внутри и вне области психопатологии. Под психическим стрессом понимается
несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими
эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т. д. Вызванные или подавленные в связи с этим реакции,
помогающие восстановить равновесие копинг (coping совладание), могут быть в той или иной
мере соответствующими, т. е. адаптивными. Они считаются адаптивными, если содействуют
достижению равновесия и в дальнейшем способствуют уменьшению или устранению вредных
побочных воздействий (Perrez M., 1988). Курение как реакция на стресс, так же как и неконтролируемый
выплеск гнева, служит примером несоответствующего средства для преодоления нагрузок (даже если
это непосредственно эффективно) прежде всего из-за продолжительных социальных последствий. К
центральной характеристике психологического профилактического или терапевтического копинг-
вмешательства относится то, что предотвращаемые или преодолеваемые психические проблемы в
полном смысле могут рассматриваться как проблемы переживания и переработки стресса. Коттон
(Cotton G., 1990) считал, что для такого вмешательства прежде всего подходят:
1) пациенты, которые хотят улучшить свое здоровье с профилактической целью, не имеющие при
этом серьезных проблем;
2) пациенты, которые страдают от перегрузок и у которых в зависимости от обстоятельств
наблюдаются хроническая подавленность, депрессивное настроение, страх;
3) пациенты, у которых развились вегетативные соматические нарушения, связанные с
переживаниями и переработкой стресса.
О профилактических вмешательствах для соответствующего влияния на нагрузку говорят,
например, когда рассматривается вопрос, можно ли смягчить самоиндуцированные стрессоры путем
снижения производственной перегрузки (Perrez M., 1990). Психологическая профилактика с целью
укрепления здоровья при наличии стресса была разработана главным образом применительно к
больным с коронарными сердечными заболеваниями, в большинстве случаев в рамках концепции так
называемого поведения типа А.
Важнейшие цели профилактического вмешательства для улучшения поведения в стрессовых
условиях могут быть систематизированы по местонахождению источника стресса (вызванного самой
личностью, вне личности), по известным важным для адаптации признакам стрессоров или по
структурам задач, внутренне присущих ситуации перегрузки (копинг-задачи coping-tasks). Прежде
всего это:
1) влияние на внутренние контролируемые эмоциональные стрессоры;
2) влияние на внутренние контролируемые когнитивные стрессоры;
3) влияние на внешние контролируемые когнитивные стрессоры;
4) влияние на неконтролируемые стрессоры;
5) влияние на многозначность.
Перре и Райхертс (Perrez M., Reicherts M., 1992) попытались сформулировать правила (условно-
нормативные рекомендации) преодоления стресса и обосновать их эмпирически, а также
рекомендовали поведение с учетом стрессорных признаков (например, контролируемость) и цели
(например, решение проблемы).
При воздействии на угнетающие эмоции важную роль играет способность к релаксации.
Возможность расслабляться, субъективно и психологически влиять на мышечный тонус является
важнейшим условием снятия возбуждения, вызванного страхом и гневом. Для этого лучше всего
подходит метод прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона,
широкое применение нашли
также аутогенная тренировка и методы медитации.
Для изменения неконтролируемого выражения
гнева были разработаны поведенческие и когнитивные терапевтические приемы. При способности
самостоятельно подавить гнев могут быть показаны тренинги самоутверждения и методы достижения
|