социальной готовности.
Обременяющие когниции также связаны с эмоциями, точнее, порождают их и могут привести к
неблагоприятным последствиям. Поэтому изменение дисфункциональных когниций или построение
функциональных когнитивных реакций там, где таковые отсутствуют, является обязательным
компонентом каждого профилактического тренинга, направленного на улучшение поведения в условиях
стресса. Там, где дисфункциональное преодоление стресса вызвано некомпетентностью обращения с
поддающимися влиянию и решаемыми проблемами, что часто наблюдается у депрессивных пациентов,
необходимо усилить способность адекватного воздействия на контролируемые ситуации, например с
помощью тренинга социальной компетентности, тренинга самоутверждения или коммуникативного
тренинга. Недостаток профессиональной компетентности обычно не является предметом
профилактического психологического вмешательства.
Если причина нагрузки неконтролируема и носит хронический характер, то в определенных
случаях целесообразно избегать стрессоров, обходить их. Поэтому пациент должен научиться уклоняться
от не поддающихся воздействию стрессоров, уходить от них, например, если это возможно, поменять
место работы или не думать о событиях, на которые повлиять невозможно. Лазарус (Lazarus R. S., 1983)
в этой связи говорит о «benefits denial» («пользе от отказа»). Для ситуаций, в которых нерегулируемые
стрессоры невозможно обойти, адекватным способом преодоления является их переоценка, придание
им нового смысла. У людей с ограниченной возможностью переоценки нужно заново сформировать
способность к преодолению, например с помощью методов когнитивного переструктурирования или
рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса (Ellis A., 1984). Поведение типа А характеризуется
обычно недостаточным умением влиять на нерегулируемые стрессоры.
Многозначность, частый отягчающий признак стрессоров, требует при определенных условиях
адаптивной реакции в виде ее сокращения с помощью поиска информации. Это имеет смысл только
тогда, когда информация может быть полезна для решения проблемы, например, когда перед
неизбежной операцией пациент обдумывает все возможные побочные действия и факторы риска.
Адекватный подход к многозначности основывается на способности перед поиском информации
оценивать потенциальную пользу ее или вред, а также на толерантности к многозначности.
В условиях жизни при наличии стресса терапевтические (в том числе и профилактические)
вмешательства для подавления его требуют рациональных действий, которые предусматривают
следующие процессы:
1) анализ проблемы (диагностическая фаза);
2) обдумывание средств и путей решения проблемы;
3) осуществление вмешательства;
4) непрерывные усилия по оптимизации вмешательства.
Цель диагностики состоит в описании и объяснении проблемы. Сначала рассматриваются
ведущие стрессоры и реакции на них на уровне:
1) поведения (активное влияние на стрессор, или пассивность, или побег и т. д.);
2) когниций (вид самокоммуникации в стрессовых ситуациях);
3) эмоций (какие типичные стрессовые эмоции проявляются);
4) возможных психологических реакций, если это кажется целесообразным и технически
осуществимым (имеется яркий психологический образец).
В качестве других параметров представляют интерес частота, интенсивность и
продолжительность стрессоров, а также копинг-реакций. Следующая задача состоит в функциональном
анализе стрессового поведения, его условий и психических и соматических воздействий. Пациент при
этом должен быть в состоянии устанавливать связи. В качестве диагностических методов используются
интервью, анкеты, систематическое самонаблюдение и возможные психологические измерения.
После диагностической фазы определяются далекие и близкие цели вмешательства и методы их
достижения. Разделение целей и методов продумывается так, чтобы терапевтическая работа была
мотивированной для пациента, а это значит, что определенный успех должен быть в какой-то мере
терапевтически запрограммирован. Вмешательство предусматривает в качестве первого шага в
терапевтических сеансах умственную тренировку или ролевую игру, сопровождающиеся домашними
заданиями. На более поздних фазах терапевтическая работа концентрируется на использовании опыта,
|