приобретенного в повседневных ситуациях. Ее необходимо контролировать разными методами и по
возможности непрерывно, чтобы можно было быстро обнаружить ухудшение или отсутствие
положительного результата и изменить характер действий в адаптивном направлении. Эта адаптация
при определенных обстоятельствах требует проведения новой диагностической фазы для лучшего
анализа проблемы.
В качестве методов стрессового вмешательства, по Коттону (1990), могут быть названы те,
которые позволяют без ущерба здоровью и гибко перерабатывать нагрузки, а также сокращать ненужные
нагрузки или избегать их. Различаются следующие формы терапии:
1) индивидуальная,
2) групповая,
3) библиотерапия.
С помощью последней стремятся улучшить поведение в условиях стресса через информацию и
программы упражнений посредством коммуникативного воздействия книги. Наряду с социальной
формой вмешательства могут быть использованы и когнитивно-поведенческие или физиологические. К
физиологическим вмешательствам Дороти и Коттон (Dorothy H. G., Cotton G., 1990) относят, например,
биологическую обратную связь, к когнитивным самовербализационный тренинг, к поведенческим
тренинг компетентности (skill-training). Почти все методы вмешательства при стрессах не были
разработаны специально для этого, а использовались и в других терапевтических целях. Неудивительно
поэтому, что речь все время идет о поведенчески-когнитивной технологии, имеющей значение для
регулирования поведения.
Дисфункциональная обработка нагрузки обычно автоматизирована и поддерживается
комплексными внутренними и/или внешними факторами, их усиливающими, например типичные
реакции раздражительности, курение, депрессивное поведение как реакции на стресс. Адаптивные
поведенческие привычки, которые следует заново выработать и довести до автоматизма, обычно
представляют собой очень важную поведенческую цель, для реализации которой в большинстве случаев
недостаточно знаний и мотивации, необходимо включение большого количества мотивирующих
факторов, способствующих поддержанию целесообразного поведения.
Для формирования нового желаемого поведения нужно выполнить ряд условий. Бл¸шль (Bloschl
L. О., 1981) называет следующие: 1) формируемое поведение должно быть четко определено: каково
исходное положение? Каковы конечные цели? (например, точное установление частоты курения,
определенных физических нагрузок и причин для этого поведения или выяснение частоты, качества и
интенсивности стрессоров и реакций на них); 2) разделение целей поведения на частичные или
этапные; 3) выбор и использование эффективных усилителей, которые последовательно применяются
для целевого поведения (в качестве усилителей годится все, что достаточно мотивировано для создания
и укрепления новых привычек, т. е. социальные и материальные усилители, первичные и вторичные
усилители. Незначительная эффективность усилительной программы, как правило, указывает на
использование неподходящего усилителя и / или на установление слишком высоких этапных целей); 4)
планирование поддерживающей помощи, предусматриваемой терапевтами, куда входят поведенческие
контракты и подключение посредников (членов семьи или других близких, поддерживающих
вмешательство или оказывающих практическую помощь, облегчающую образование новых привычек);
5) планирование постепенного «высвечивания» методических приемов, к чему относится пошаговое
введение искусственного усиления в естественное, предусмотренное развитие.
При образовании привычек через усилительные программы поддержкой могут оказаться так
называемые поведенческие контракты, или контингентные договоры соглашение, в которое вступают
пациент с психотерапевтом для достижения поведенческой цели. Описан ряд правил и принципов,
оказавшихся полезными при таких договорах: конечная цель этих поведенчески-психологических
стратегий мотивирования должна постоянно находиться под самоконтролем;
цели поведения
необходимо разделить на небольшие «шаги», а условия для награды должны быть ясными и
привлекательными; переход от терапевтически контролируемых к контролируемым пациентами
вмешательствам происходит посредством пошаговой передачи ответственности за выполнение
договора под самоконтроль. О достижении цели самоконтроля говорит способность заключать
поведенческие договоры с самим собой, когда поведенческие альтернативы содержат в себе конфликты
|