для личности, что нормально при замене поддерживаемого самим пациентом или усиленного извне
поведения, ведущего к риску.
Как методический элемент самонаблюдение (self-monitoring) играет важную роль в различных
обусловленных стрессом профилактических и терапевтических вмешательствах. Изменение поведения,
ведущего к риску, или дисфункционального копинга предполагает тщательное самонаблюдение. Оно
помогает самоосознанию проблематичного поведения с количественных и качественных точек зрения
(описательные функции), с тем чтобы пациент выучил условия дискриминации, предопределяющие
поведение, ведущее к риску, например типичную чувствительность, которая связана с потребностью к
курению. Подобная информация вносит вклад и в анализ условий, которые контролируют поведение,
ведущее к риску (условно-аналитическая функция). Следующая функция самонаблюдения состоит в
развитии эффектов вмешательства.
На начальной стадии очень поучительным может быть самонаблюдение незначительной степени
структурирования записи в дневнике о событиях и проблемах поведения, связанных с ними.
Несколько более высокая степень структурирования умение запротоколировать разговоры с самим
собой, самоинструкции и мысли в течение определенного промежутка времени, которые или
предшествуют проблематичному поведению, или следуют за ним (как это, например, требуется для
когнитивного и поведенческого анализа при изменении дисфункциональных самоинструкций или
когниций). Протоколирование наблюдений, в том числе и непрерывный графический (для наглядности)
перенос частот и всяческих изменений, само по себе имеет терапевтическую ценность, хотя только
самонаблюдение обычно не создает длительных новых привычек. Курильщику можно, например,
каждый раз, выкуривая с удовольствием сигарету, протоколировать время, обстоятельства, социальную
ситуацию и эмоциональную чувствительность перед курением, во время и после него. Для точного
охвата всех признаков рекомендуется систематический процесс самонаблюдения высокой степени
структурирования. Он регулирует условия записи и подлежащие наблюдению признаки с помощью
категорий, системы знаков или шкалы рейтинга. Высокоструктурированное самонаблюдение может
быть облегчено вспомогательными электронными средствами. Перре и Райхертс (1989) разработали
процесс самонаблюдения за переживанием нагрузок и их переработкой с помощью компьютера,
позволяющего точно запротоколировать важные для здоровья психические признаки переживания
стресса. Самонаблюдение является центральным элементом и для терапии самоуправления. Эта
терапия исходит из того, что личность должна быть способна самостоятельно стремиться к цели и
влиять на свое поведение. Саморегулирование поведения осуществляется через процессы, которые
«вводятся в действие самой личностью и поддерживаются ею» (Kanfer F. H. et al., 1991), т. е. через
когнитивные способы поведения планирование, мышление, самокоммуникацию и т. д.
Таким образом, это внутриличностные, подверженные осознанному регулированию
(саморегулированию) процессы, в отличие от факторов окружающего мира или биохимических
процессов внутри организма. При саморегулировании иначе, чем при автоматизированном поведении,
происходит контролируемая переработка информации. Терапия самоуправления отталкивается от того,
чтобы проявить этот контроль, как минимум, на переходную фазу для создания новых, доведенных до
автоматизма способов поведения. Самоконтроль понимается как особый случай саморегулирования,
когда поведенческие альтернативы находятся в конфликте. Кэнфер и др. (1991) называют следующие
основные цели самоконтроля: 1) научиться управлять собственным поведением в определенных
ситуациях (например, в конфликтных) для достижения личных целей; 2) научиться распознавать
специальные физиологические виды возбуждения и эмоции (например, страх, боль), воздействовать на
них или по возможности избегать их; 3) научиться влиять на когнитивные (представляемые) процессы
(например, недооцененные мысли) и приводить их в соответствие с собственными представлениями о
цели. Вмешательство включает в себя 7 фаз, во время которых пациент максимально активен:
1) создание благоприятных рабочих условий;
2) стремление к значительному изменению мотивации и выбору начальных областей изменения;
3) анализ поведения и разработка функциональной условной модели;
4) объединение целей вмешательства;
5) планирование и проведение специальных методов;
6) определение прогресса;
|