зависимостей, образующих структуру языка: от одного означающего к другому, через интервалы,
выполняющие функцию «пунктуации» всего рассказа или отдельных ассоциаций слов, постепенно все
более отчетливо вырисовывается структура языка это речь Другого, дополнительный плацдарм
бессознательного.
Каковы возможности психоанализа, если бессознательное это речь Другого? Задачей
психоанализа является установление правильных отношений субъекта к этому Другому, т. е.
установление этих отношений на основе культурных (символических) и субъективных (воображаемых)
детерминирующих факторов. Если вспомнить формулу Фрейда: «Где было Оно, там будет Эго»,
звучащую в переводе Лакана как: «Где было Оно, должно быть Эго», то нетрудно понять, что Лакан
устанавливает разграничение, которое не было проведено Фрейдом, разграничение между «Я»
субъекта и «Я» его рассказа: первое остается иллюзорной защитой, второе знает, что такое реальность и
каковы налагаемые ею ограничения. Различие между ними это фундаментальное различие между
незнанием и осознанием этого незнания, причем последнее никогда не устраняет первого: «Чтобы
исцелить от душевного недуга, нужно понять смысл рассказа пациента, который всегда следует искать в
связи "Я" субъекта с "Я" его рассказа».
И еще одна формула, кажущаяся туманность которой является следствием двусмысленности и
неясности самого психоанализа: «Субъекта побуждают заново родиться (в сеансе психоанализа), чтобы
узнать, хочет ли он того, чего желает». Психоанализ ведет от незнания к распознаванию к
распознаванию субъективной структуры, остающейся неизменной до тех пор, пока неизменна
реальность историческая, социальная и культурная. Вот как определяет Лакан цели психоанализа:
«восстановление символического ряда, основными составляющими которого являются:
история жизни, переживаемая как процесс;
подчинение законам языка, единственно способным обеспечить сверхдетерминированность;
игра интерсубъективного, посредством которой истина входит в реальное».
Все это в совокупности позволяет Лакану наметить основные направления подготовки
аналитика.
История жизни индивида, рассматриваемая в ее связях с культурными факторами; история,
которая раскрывается в условиях психоанализа только на основе языка и через него; история, в которой
устанавливается трудная связь между самыми волнующими переживаниями субъекта, с одной стороны,
и наиболее, казалось бы, безразличным индивидуальным и коллективным прошлым с другой, все
это делает для Лакана неустранимой функцией психоанализа исследование культурных и социальных
факторов.
Структурализм как общеметодологическое течение исходит из примата структуры над функцией в
любых явлениях окружающего мира, в том числе и в социальных процессах. В то же время в социологии
структурализм снимает важнейшую проблему взаимодействия между субъективным и объективным,
ограничиваясь анализом структур, применительно к которым субъективное выступает только как
эпифеномен. Метод структурного анализа в социологии и генетически и содержательно связан с
методами структурной лингвистики, а С. Л. имеет глубокие корни еще и в психолингвистике. В нашей
стране лингвистика, и особенно психолингвистика, подобно генетике и кибернетике, многие годы
считалась буржуазной лженаукой, и потому С. Л. не получил у нас до настоящего времени
соответствующего развития.
СТРУКТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РОЛЬФ. Метод структурной интеграции, называемый
«рольфинг» по имени его автора Рольф (Rolf I., 1975), является в основном физическим вмешательством,
используемым для психологической модификации личности. Исторически рольфинг, как и другие
приемы телесной терапии, связан с терапевтическими методами Райха (Reich W.).
Цели телесной терапии отличаются от лежащих в основе физических занятий человека,
посвятившего свою жизнь спорту. Хотя совершенные физические качества заслуживают одобрения и
вносят свой вклад в психическое здоровье, энтузиасты физической подготовки в большинстве случаев
рассматривают свое тело как объект восхищения. Телесные терапевты ставят акцент на знакомстве с
телом, подразумевающем расширение сферы осознания индивидом глубоких организмических
ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных
состояниях, чем подчеркивают важность физических привычек как ключа к психологической
|