родителей, которая обусловлена чувством неудовлетворенности супружескими отношениями. В такой
ситуации семейный психотерапевт задает участникам психотерапии вопрос: «Как вы предпочитаете
решать эту проблему вместе или родители будут посещать одни занятия вдвоем, а на других вы
будете присутствовать все?» В настоящее время в С. п. наиболее распространены динамический,
поведенческий и гуманистический подходы.
При динамическом подходе супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения
внутренней мотивации поведения обоих партнеров. Прослеживается динамика межличностных
отношений и ее связь с динамикой психических процессов. Основной предпосылкой
психотерапевтических перемен является осознание участниками психотерапии связи между
детерминантами поведения индивидов их мотивами, с одной стороны, и особенностями контекста
отношений, который они выстраивают, реализуя свои мотивы, с другой.
Целью поведенческого подхода в С. п. является прежде всего изменение поведения партнеров,
при этом используются методы обусловливания и обучения, что обеспечивает:
1) управление взаимным положительным поведением супругов;
2) приобретение необходимых социальных знаний и навыков, особенно в области общения и
совместного решения возникающих проблем;
3) выработку и реализацию супружеского соглашения о взаимном изменении своего поведения.
Поведенческое направление в С. п. в настоящее время наиболее распространено во всех странах
мира. Самые популярные его формы заключение супружеских контрактов, коммуникативные
тренинги, в частности в форме конструктивного спора, приемы решения проблем и др.
В основе контракта лежит письменное соглашение, в котором супруги четко определяют свои
требования в терминах поведения и взятые на себя обязательства. При формулировании требований
рекомендуется использовать следующий подход: переход от общих жалоб к их конкретизации, далее от
спецификации жалоб к положительным предложениям, затем от положительных предложений к
договору с перечислением обязанностей каждого из супругов.
Методики, составляющие «Технику решения проблем» (Schindler L. et al., 1980) и «Руководство по
решению проблем» (Кратохвил, 1991), являются простыми в использовании и достаточно
эффективными при разрешении супружеских конфликтов. Авторы предлагают вести работу в несколько
этапов: 1) Супруги заявляют проблему в конкретных терминах поведения (вместо «мне недостает
внимания» следует сказать, какое внимание вам необходимо, что должен делать супруг, чтобы у вас
было ощущение, что он проявляет внимание, «сколько раз в день, в неделю он будет делать...». 2)
Партнеры рассказывают о том, какие чувства испытывает каждый, говоря о своей проблеме. 3)
Психотерапевт предлагает супругам найти друг в друге что-то хорошее, за что их можно похвалить.
Первое условие решения проблемы оба партнера предлагают свои варианты, не критикуя их. Второе
условие из всех вариантов отбираются наиболее разумные, и они последовательно обсуждаются.
Супруги определяют, «чего бы хотелось достигнуть в идеале» и «что могло бы удовлетворить в
реальности». Третье условие соглашение партнеров должно быть четким, конкретным и
контролируемым. Психотерапевтам, руководствующимся «Техникой решения проблем», рекомендуется
посвящать каждую сессию решению отдельной проблемы и стремиться, чтобы обсуждение
ограничивалось 10-20 минутами.
В настоящее время многие специалисты используют в своей работе интегративный подход,
сочетая чаще всего методы когнитивно-поведенческой и системной психотерапии.
В гуманистическом подходе к психологической коррекции супружеских отношений ведущими
являются представления о том, что в основе гармоничного брака лежат открытость, аутентичность,
толерантность, потребность в самовыражении, принадлежности другому и независимое развитие
личности каждого. Сатир (Satir V., 1988) сравнивала гармоничный брак с вальсом танцем, в котором
каждый партнер, совершая движение, принадлежит другому, в то же время оставаясь самим собой.
Гуманистический подход (Rogers С. R., 1972; O'Neil N., O'Neil G., 1973) развился в противовес как
динамическому, который излишне ориентирован на влияние исторического прошлого супруга и его
родительской семьи, так и поведенческому подходу, слишком манипулятивному. Были сформулированы
принципы открытого брака, создающего наиболее благоприятные условия для личностного роста
партнеров:
|