как вы себя плохо из-за этого чувствуете») и приступает к рассмотрению вариантов, после того как они
были соответствующим образом определены: «Да, конечно, отказ от поездки к ней домой плохо на вас
скажется, если вы полагаете, что это ее расстроит; но, с другой стороны, вы почувствуете, что лучше
контролируете ситуацию с работой, принимаете решения, которые необходимы для вашей семьи». Хотя
интерпретация не является основой С. п., она все же присутствует в этом виде лечения.
Интерпретации в С. п. отличаются тем, как и сколь часто они даются и предварительной работой с
пациентом, необходимой для того, чтобы он был способен их услышать, использовать и получить
поддержку.
Медикаментозное лечение может быть важным аспектом С. п. Изучение чувств пациента и его
отношения к медикаментозному лечению может помочь в выполнении предписаний врача. Когда
пациент осознает, что ему удалось разделить с кем-то свои проблемы, он чувствует себя в значительно
большей безопасности. Невротические или психотические конфликты могут приводить к прекращению
приема лекарств, что должно вовремя подвергаться тщательному исследованию в контексте поддержки.
С. п. является самой распространенной из всех используемых моделей психоаналитически-
ориентированной психотерапии при шизофрении. Ее рассматривают, в частности, как стратегию
выбора во всех случаях острой фазы процесса. В остром периоде заболевания основной проблемой
больного является совладание с продуктивной психотической симптоматикой, поэтому прежде всего
раскрываются и поощряются спонтанно находимые самим больным наиболее адаптивные его варианты.
Однако главная стратегия совладания в остром периоде активное и грамотное участие пациента в
процессе медикации (Вид В. Д., 1993). С целью решения коммуникативных проблем используется
следующая типовая последовательность приемов психотерапии:
1) соотнесение видения больным ситуации с реальной действительностью, коррекция
искажений;
2) улучшение социальной перцепции, расширение видения и точности опознания важнейших
параметров социального контекста;
3) формулирование проблем межличностных отношений, ранжирование их приоритетности;
4) идентификация дефекта общения, его психодраматическая демонстрация;
5) формулирование альтернативных вариантов поведения, способов решения проблем и выбор
оптимального варианта на основе имеющихся коммуникативных ресурсов и предвосхищения
возможных последствий;
6) планирование выполнения проблемно-решающего поведения, демонстрация моделей
поведения, отработка их с больным;
7) итоги выполнения, эмоциональное подкрепление достигнутого успеха, анализ новой
стратегии поведения и переход к воспроизведению его в реальной жизненной обстановке.
В более широком контексте целью С. п. является смягчение неблагоприятного эмоционального
реагирования больных, повышение доверия к врачу, совершенствование социальной адаптации
больных за счет улучшения когнитивной дифференцированности, социальной перцепции,
коммуникативного и проблемно-решающего поведения (Karasu Т. В., 1980; Schulz G., 1980; Wynne L. С.,
1980). Важными элементами С. п. в этом плане являются совет, эмоциональная стимуляция,
разъяснение, убеждения, действия в социальном окружении, ролевой тренинг и др.
См. также Копинг-механизмы (механизмы совладания), Поддерживающая психотерапия.
СУПРУЖЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Особая форма психотерапии, которая ориентирована на
супружескую пару, призвана помочь ей преодолеть семейные конфликты и кризисные ситуации,
достигнуть гармонии во взаимоотношениях, обеспечить взаимное удовлетворение потребностей
(Kratochvil S., 1985), называется С. п.
Работа проводится либо с супружеской парой, либо с одним из партнеров, который пришел на
прием к психотерапевту. При этом варианте С. п. с врачом обсуждаются не проблемы «другого» супруга,
а лишь те мысли, чувства, переживания, которые есть у заявителя проблемы по поводу его (ее)
супружества.
С. п. выступает в двух формах: как самостоятельный метод и как этап семейной психотерапии, В
последнем случае супруги в процессе семейной психотерапии начинают осознавать, что неадаптивное
поведение ребенка является следствием нарушений семейного контекста из-за некомпетентности их как
|