первых применил П. И. Буль в 60-е гг. Предшествовало этому способу заочной визуальной
психотерапии гипнотизирование с помощью фотографии и письма, к чему обращался еще В. М.
Бехтерев и др. Обезболивание в гипнозе имеет полуторавековую историю и неоднократно обсуждалось
на международных конгрессах.
Рассматривая суггестивные телесеансы и случаи их отрицательного влияния на психику
реципиентов, следует прежде всего учесть морально-этическую сторону происходящего. Возражение
вызывает следующее: 1) проводимое телецелителями безудержное саморекламирование при прямом или
косвенном опорочивании других методов лечения признается безусловно недопустимым
международным кодексом медицинской этики; 2) обращение к массовому сознанию, к
недифференцированным механизмам регулирования поведения (прямое внушение истерических
расстройств ради зрелищности и усиления психологического прессинга), принижение рационального
отношения к происходящему; 3) отрицание основополагающего принципа медицины необходимости
индивидуального подхода к больному и лечению; 4) закамуфлированное внушение выгодных целителю
идеалистических представлений («промывание мозгов»), что подтверждается положением о том, что
«видеозапись не имеет лечебного эффекта» и, следовательно, сама телепередача несет в себе нечто, не
передаваемое материальным копированием, а также заявлениями о возможности исцеления
отсутствующих во время сеанса больных родственников. Все это породило парапсихологические
спекуляции, объясняющие эффект особыми телепатическими способностями и «подкачкой» больных
энергией мирового пространства; 5) «панацейный» характер проводимой Т. п., легкомысленная
«торговля надеждой»; 6) сознательное замалчивание неудач, отрицание своей вины в них с
перекладыванием ответственности за это на других; 7) пренебрежение интересами пациентов при
осложнениях, трудности их устранения.
Эти и некоторые другие особенности методики массового психологического воздействия на
людей в медицине считаются нарушением основных этико-деонтологических норм. Именно
несоблюдение медицинской морали делает телесеансы пагубными для психики отдельных пациентов.
Привлеченные умело нагнетаемым ажиотажем, попав в ситуацию грубого эмоционально-стрессового
воздействия истерической эпидемии, люди с наклонностью к психическим аномалиям в ряде случаев
вместо облегчения испытывали ухудшения самочувствия.
Т. п. не следует рассматривать только в рамках индивидуально-психологического воздействия, ее
надо изучать как феномен социальной психологии. Это ответ на наши собственные подсознательные
потребности в утешении, в той психотерапии, к которой обращается масса людей, не состоящих на учете
в психоневрологических учреждениях, но в то же время испытывающих психологический дискомфорт и
потому подсознательно ищущих, кто у нас эту функцию выполняет.
В классическом обществе западного типа эту функцию осуществляла церковь. Чрезмерная
технизация медицины требует, чтобы каждый врач в какой-то степени владел методами психотерапии,
мог понять состояние больного и умел помочь ему преодолеть недостаток взаимопонимания и кризис
веры.
Период социального кризиса, когда старые рациональные кумиры и ценности уже подверглись
эрозии, но еще не ясно, что их заменит, обусловливает резкое усиление у абсолютного большинства
людей чисто эмоциональной тяги к преодолению психологического дискомфорта.
Когда-то мы говорили, что у нас не может быть «психического заражения», не может быть
«феномена толпы», внушения. Сейчас мы сталкиваемся с явлениями массового психического заражения
и внушения. Это актуализирует проблемы изучения реального состояния сознания, как
индивидуального, так и общественного. И здесь, вероятно, скажется существование неизжитых
стереотипов массового авторитарного сознания. Когда существует стремление к патернализму,
неизбежно рождается желание перенести свои ожидания на того, кто мог бы нас утешить, избавить от
одиночества, беспомощности перед непонятными сторонами жизни. Тогда и появляется «феномен
ожидания чуда»: откуда-то должна быть помощь. А поскольку эта потребность не удовлетворена,
возникают явления мифологического авторитарного плана.
Т. п. можно рассматривать в качестве одного из возможных вариантов так называемой
альтернативной психотерапии.
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Неоднозначно понимаемое
|