4) грудь,
5) диафрагма,
6) живот,
7) таз.
Райх обнаружил, что расслабление «мышечного панциря» освобождает значительную
либидинозную энергию и помогает процессу психоанализа.
Райх разработал специальную
терапевтическую методику, позволяющую снижать хроническое напряжение определенных групп мышц
и, таким образом, вызывать высвобождение эмоций, которые этим напряжением сдерживались. Он
анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам возможность
осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов
усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его и выявить эмоцию, которая связана в этой
части тела. Он заметил, что только после того, как подавляемая эмоция принимается пациентом и
находит свое выражение, последний может полностью отказаться от своего зажима. Постепенно Райх
начал прямо работать с зажатыми мышцами, разминая их руками, чтобы способствовать
высвобождению связанных в них эмоций. Если проследить динамику развития представлений Райха, то
можно заметить, как они развивались от аналитической работы, опирающейся исключительно на
словесный язык, к исследованию психологических и соматических аспектов характера и «мышечного
панциря», а затем исключительно к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной
на обеспечение свободного протекания биологической энергии в организме.
Нельзя не признать, что многие работы Райха противоречивы, особенно те, в которых ставится
знак равенства между психическим здоровьем и способностью переживать оргазм. Но его ранние труды
по анализу человеческого характера содержат глубокие психологические прозрения, и многие психологи
руководствуются ими с немалой для себя пользой. Несмотря на отдельные спорные моменты,
касающиеся его оргонной теории, многие направления Т.-о. п. и в настоящее время берут за основу
разработанные им понятия и техники, в их числе можно назвать биоэнергетику Лоуэна (Lowen А.) и
биосинтез Боаделлы. К ним близок сохранивший связь с психоанализом метод Розен.
Биоэнергетика Лоуэна центрирована на роли тела в анализе характера, включает методику
дыхания Райха, многие из его техник эмоционального раскрепощения. Сохраняя приближенную к
современному психоанализу методику, психологическая работа в биоэнергетике использует
прикосновение и давление на напряженные мышцы на фоне глубокого дыхания в специальных
позициях, способствуя расширению осознавания тела, развитию спонтанной экспрессии, помогая
психофизической интеграции организма. Вместе с тем биоэнергетическая терапия по Лоуэну
значительно отличается от терапии Райха. Например, Лоуэн не стремится к последовательному от
головы до пят расслаблению блоков мышечного панциря. Он, более других преуспевший в
преодолении свойственного психоанализу неприятия прямых физических контактов с пациентом,
гораздо реже прибегает к мануальному воздействию на тело. Кроме того, Лоуэн не разделяет взгляды
Райха на сексуальную природу неврозов, и потому его работа встречает большее понимание среди
современников. По Лоуэну, причиной неврозов, депрессии и психосоматических расстройств является
подавление чувств, которое сопровождается хроническими мышечными напряжениями, блокирующими
свободное течение энергии в организме человека и приводящее к изменению функционирования
личности. Лоуэн утверждает, что игнорирование и непонимание собственных чувств приводит к
заболеваниям и что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела, служат ключом к
пониманию своего эмоционального состояния. Через раскрепощение тела человек обретает свободу от
мышечного напряжения, сопровождающегося свободной циркуляцией жизненной энергии, что, по
мнению Лоуэна, ведет к глубинным личностным изменениям пациентов. Зрелая личность в состоянии
в равной степени как контролировать выражение своих чувств, так и отключать самоконтроль,
отдаваясь потоку спонтанности. Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам страха,
боли, злости или отчаяния, так и к приносящим удовольствие сексуальным переживаниям, радости,
любви. Лоуэн считает, что отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении,
позах, жестах, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности
имеется тесная связь. Он выделил пять типов человеческого характера, основываясь на его психических
и физических проявлениях: «шизоидный», «оральный», «психопатический», «мазохистический» и
|