следующие принципы: полный отказ от употребления психоактивных веществ (наркотических средств,
алкоголя, а иногда и от курения табака), отсутствие физического насилия, запрещение сексуальных
контактов во время пребывания в лечебных центрах. Терапевтические сообщества модель
социального обучения позитивному (здоровому) образу жизни. Обычно на первых этапах новые члены
терапевтического сообщества заняты только самообслуживанием, самоподготовкой и участием в
групповых занятиях, индивидуальных консультациях, предусмотренных в программе. В последующем
члены терапевтического сообщества участвуют в органах самоуправления и посильной трудовой
(учебной) деятельности, приобретают новые профессии, которые позволяют после окончания лечения и
социально-психологической реабилитации успешнее полноправно адаптироваться в обществе.
Длительность пребывания в терапевтическом сообществе варьирует от нескольких месяцев до 1,5-2 лет.
Финансирование терапевтических сообществ в разных странах имеет свою специфику: из
бюджета здравоохранения «Монар» (Польша), «Феникс-Хауз» (Норвегия); из муниципальных
источников и общественных фондов «Киско» (Финляндия); самофинансирование Daytop (США,
Германия), Sinanon (США, Германия), Almedro (Германия).
Т. с. н. можно разделить на основные типы:
1) профессиональные терапевтические сообщества имеют в своем штате психиатров,
психологов, психотерапевтов и социальных работников;
2) полупрофессиональные терапевтические сообщества сочетают жизненный опыт бывших
наркоманов и консультантов-профессионалов;
3) религиозные терапевтические сообщества возглавляются и управляются бывшими
наркоманами и церковными деятелями (обычно в них принимаются лишь лица, принадлежащие к
определенной конфессии);
4) традиционные непрофессиональные терапевтические сообщества как правило,
организуются лицами, имевшими проблемы с наркотиками, арсенал их лечебных методов эклектичен,
обнаруживается несоответствие концепций, целей и способов достижения результатов.
Большинство терапевтических сообществ являются некоммерческими организациями,
медицинский и финансовый контроль со стороны государства в них, как правило, затруднен.
Исключение составляют лишь профессиональные терапевтические сообщества, которые имеют
медицинскую лицензию, сертифицированных специалистов, юридическое оформление решений и
процедур, касающихся клиентов, делопроизводство и отчетность по установленной законодательством
форме, контроль качества и эффективности лечения.
Координирующую деятельность терапевтических сообществ наркологических больных
осуществляет WFTC (Всемирная федерация терапевтических сообществ).
ТЕРАПИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПО БАНДУРЕ. В основе данного подхода лежат принципы
модификации поведения, разработанные Бандурой (Bandura A., 1969) и Кендаллом (Kendall P. С., 1981).
Бандура разрабатывал проблемы социального научения,
модификации поведения, агрессии и
самоэффективности. Наиболее известные его работы «Социальное научение и развитие личности»
(издана совместно с Уолтером (Walter R.)), «Принципы модификации поведения», «Агрессия: анализ с
позиций социального научения» и «Теория социального научения» (опубликована в 1977 г.).
Основное положение концепции социального научения Бандуры заключается в обучении и
усвоении различных форм поведения через наблюдение. Разработке концепции способствовали работы
Мида (Mead G. Н.) по имитации голоса и жестов; анализ процесса имитации и подражания Миллера
(Miller N. Е.) и Долларда (Dollard J. А.), а также исследования Моурера (Mowrer О. Н.) по знаковому
обучению и обучению через вознаграждение. Традиционные взгляды на социальное поведение
сводились в основном к тому, что личностные изменения и изменения в окружающей среде происходят
независимо от результатов поведения. В работах же Бандуры было показано, что существуют
реципрокные отношения между поведением, личностными изменениями и изменениями в социальном
окружении. Бандура утверждал, что человек не просто движим внутренними силами, но и сам
закладывает, определяет условия для изменений в своей среде; он не только подвержен влияниям, но и
сам способен оказывать влияние. Он считал, что обучение человека различным формам поведения в
огромной степени включает моделирование, наблюдение и имитацию. Бандура обосновал положение о
том, что любая деятельность, в том числе и поведение человека, опосредуется символической
|