репрезентацией событий окружающей среды. Без символизации трудно объяснить высокую степень
гибкости человеческого поведения. Поведенческие изменения активно опосредованы через
когнитивные компоненты, осознание.
Человек способен регулировать свое поведение благодаря
наблюдению и осознанию собственного поведения. Регулятором поведения является также критика.
Разработанный Бандурой подход имел в высшей степени важное значение для развития новых
форм психотерапевтического вмешательства.
Новым для психотерапевтов явился поиск
интегративных приемов работы путем сочетания механизмов оперантного и классического
обусловливания с подчеркиванием важности когнитивных механизмов в регуляции поведения.
Бандура и его последователи существенную роль в обучении или открытии нового адаптивного
поведения придавали моделированию. Через моделирование и подкрепляемое участие пациенты
овладевают новыми навыками и умением справляться со своими страхами, на которых они
сосредоточены. В классических сериях обучения Бандура демонстрирует, например, как через
наблюдение за моделями поведения в реальной жизни или отраженными в фильме можно вовлечь
пациента в процесс взаимодействия или общения с объектами и ситуациями, которые прежде вызывали
страх. Если последствия моделируемого поведения награждаются, то «ученик» может заменить
неадаптивное поведение. Так, психотерапевт, с помощью психодрамы побуждая пациента вести себя
более уверенно или сам показывая приемы уверенного поведения, помогает ему перенести этот опыт в
реальную среду. Если с первого раза пациент не приобретает такой опыт, то психотерапевт предлагает
ему несколько раз «проиграть» трудную для него ситуацию, пока не будет достигнут уверенный
результат. Опытный партнер уже является для пациента хорошей моделью, объектом для подражания
или идентификации. Даже прием «двойника» классической психодрамы может рассматриваться как
моделирование «изнутри». В Т. м. п. Б. могут быть использованы такие технические приемы, как рассказ
пациента о психотравматичном опыте с одновременным включением тренинга самоинструкции,
запись альтернативного решения проблемы на психотерапевтическом занятии, обмен ролями с
психотерапевтом и др. Важна обратная связь после перенесения опыта, полученного на
психотерапевтическом занятии, в реальную микросреду.
В последующем Бандура разрабатывал положение о том, что как психотерапевтическая реакция,
так и реакция избегания в процессе наблюдения за моделями поведения осуществляются через усиление
чувства самоэффективности. Индивид развивает повышенную перцепцию способности справляться со
специфическими ситуациями. Это, в свою очередь, уменьшает болезненные ожидания, способствующие
развитию тревоги и страха, ведущих к защитному невротическому поведению.
ТЕРАПИЯ, ПОСТРОЕННАЯ НА МЕТАФОРАХ. Эмпирический подход в психотерапии и
прикладной психологии (психокоррекции), использующий метафору как основное лечебное
(психокоррекционное) средство. Терапия с использованием метафор не представляет в настоящее время
научно обоснованной концепции, а развивается как система эмпирических техник, применяемых при
разных психотерапевтических подходах. Психотерапевты, обосновывающие необходимость
имплицитного использования метафор в психотерапии, в частности Гордон (Gordon D.), автор книги
«Терапевтические метафоры: оказание помощи другим с использованием зеркала», отмечают, что в
истории развития культуры метафоры использовались как приемы, при помощи которых развивались и
передавались идеи. Шаманы, древние философы, проповедники все они в сходной манере
интуитивно сознавали и применяли силу метафоры. Начиная с известной аллегории о пещере Платона,
с проповедей Будды и Христа и заканчивая Зигфридом Вольтера и учением Дона Хуана, метафора всегда
выступала как средство изменения идей и воздействия на поведение.
Истории в той или иной форме использовались людьми как средство передачи важной
культурной, социальной или этической информации от предыдущих поколений к последующим. Поэмы
Гомера были связаны с важными уроками для современников относительно того, «как следует себя
вести» в сложных обстоятельствах. Гомер учил читателей и напоминал им, как нужно обращаться с
близкими и чужими людьми, как встречать опасности и преодолевать трудности и пр. В русских
народных сказках представлен ценнейший опыт общения и взаимодействия старших и младших,
богатых и бедных, умных и глупых, опыт разрешения труднейших загадок, которые порой ставит перед
человеком жизнь. Хотя содержание этих произведений различно, существенной смысловой разницы
между историями об Одиссее или Алисе в Зазеркалье, между опытом общения Карлоса Кастанеды с
|