Доном Хуаном и Ивана-дурака с Коньком-Горбунком нет; во всех описываются реальные или
выдуманные персонажи, сталкивавшиеся с проблемами, для решения которых им необходимо умение
использовать свои индивидуальные возможности. Параллели между этими приключениями и
мириадами проблем, с которыми люди сталкиваются в жизни, очевидны. Решения, найденные
Одиссеем, могут быть неприемлемыми для некоторых людей, однако остается фактом то, что он часто
находил выход из ситуаций, хорошо знакомых многим из нас. Приходилось ли нам чувствовать себя
между Сциллой и Харибдой, когда нужно было принимать конкретное частное решение, или же
привлекательными прекрасными сиренами, о которых нам каким-то образом известно, что рано или
поздно они нас погубят? Нет ли в нашем прошлом опыта о нашей личной ахиллесовой пяте? Подобные
параллели между мифами и баснями, с одной стороны, и человеческим опытом с другой, настолько
очевидны и настолько распространены, что в конце концов они проникли в язык как идиомы. В той или
иной форме каждый из нас ежедневно имеет дело с ящиком Пандоры, со змеем-искусителем, спящими
красавицами, с прекрасными принцами, царевнами-лягушками.
В различных психотерапевтических подходах современной психотерапии с той или иной мерой
осознанности метафоры используются как психотерапевтические приемы. В широком смысле под
терапией посредством метафор можно понимать применение в контексте терапевтического
взаимодействия (изложение психотерапевтом или совместное составление с пациентом или группой
пациентов) истории, обладающей важным качеством: в ней содержатся советы или поучительные
сообщения о способах решения какой-то специфической проблемы. Некто сталкивается с определенной
проблемой и преодолевает сложности либо препятствия. Способ, при помощи которого герой истории
решает свою проблему, в аналогичной ситуации может подсказать решение и другим людям. Если
какой-либо конфликт, описываемый в данной истории, напоминает нам аналогичный из нашей
собственной жизни, рассказ становится для нас более значимым. Слушая анекдот или сказку, вы можете
испытывать определенные ощущения, связанные с идентификацией различных персонажей с людьми
или событиями, которые непосредственно вам знакомы. При подобных ассоциациях вполне вероятно,
что вы почувствуете особый интерес к тому, как завершается данная история. Источником таких
ощущений могут быть эпические поэмы, новеллы, стихи, сказки, басни, притчи, песни, фильмы,
анекдоты, шутки, сплетни и пр. Когда какая-либо история предъявляется слушателю (в психотерапии
пациенту) с намерением оказать помощь в разрешении психологически трудной ситуации (и когда
пациент подразумевает такое намерение), эта история становится метафорой. Психотерапевтическую
метафору в литературе определяют как способ решения психологической проблемы через термины,
принадлежащие к другой области. Таким образом, психотерапевтическая метафора представляет собой
новеллистический способ презентации психологических затруднений и способов их разрешения. При
исследовании «сборников метафор», таких как мифология, религия, литература, научная фантастика,
газетные публикации, попкультура и пр., создавалась концепция метафоры как многоуровневого
источника рассмотрения «старых проблем под новым углом зрения». Аналогичные взгляды по этому
вопросу многократно высказывали и другие философы и психологи: Фромм (Fromm E.) в книге
«Забытый язык», Кемпбелл (Campbell J.) в «Герое с тысячью лиц», Беттелхайм (Bettelheim В.) в
«Законах магического», Бендлер, Гриндер (Bandler R., Grinder J.) в «Структуре магии».
Рассматривая с этих позиций процесс динамической психотерапии, можно увидеть в приемах
интерпретации элементы метафорического содержания. Рациональная психотерапия предполагает
разъяснение пациенту причины заболевания на языке концепции, которой владеет психотерапевт. В
современных подходах когнитивной психотерапии признается, что какая-либо проблема может
рассматриваться как обобщенное выражение некоего принципа функционирования когнитивных
структур, и работа с конкретной ситуацией (часто не самой травматичной) предполагает, что после ее
проработки через механизм научения пациент преодолевает целый ряд проблем, имеющих сходные
формальные характеристики (Beck А. Т., 1970). Следовательно, и здесь видны элементы
метафорического содержания.
Из современных психотерапевтических подходов более осознанное применение метафор
предполагает позитивная психотерапия по Н. Пезешкиану и X. Пезешкиану (Peseschkian N., Peseschkian
H.). Выделяется специальный этап психотерапии, во время которого для демонстрации пациенту
относительности страдания и для снижения значимости привычных долженствующих паттернов
|