психопрофилактических целях.
Основные приемы Т. т. с. Б.: 1) создание творческих произведений (сочинение рассказов,
рисование, фотографирование, вышивание и др.) на уровне возможностей больного с целью выражения
особенностей его личности; 2) творческое общение с природой, в процессе которого пациент должен
стараться почувствовать, осознать, что именно из окружающего (ландшафт, растения, птицы и др.) ему
особенно близко и к чему он равнодушен; 3) творческое общение с литературой, искусством, наукой
(речь идет об осознанных поисках среди различных произведений культуры близкого, созвучного
больному); 4) коллекционирование предметов, соответствующих или, напротив, не соответствующих
индивидуальности пациента, с целью познания им особенностей собственной личности; 5) погружение
в прошлое путем общения с предметами своего детства, рассматривания фотографий родителей,
предков, изучения истории своего народа или человечества в целом для более глубокого осознания
собственной индивидуальности, своих «корней» и своей «неслучайности» в мире; 6) ведение дневника
или иного рода записей с включением в них элементов творческого анализа тех или иных событий,
произведений искусства и науки; 7) переписка с врачом, письма которого носят психотерапевтический
характер; 8) обучение «творческим путешествиям» (в том числе прогулкам по улицам или за город) с
целью выявления отношения больного к окружающему и формирования его способности к анализу этого
отношения на основе познания собственной личности; 9) обучение творческому поиску
одухотворенного в повседневном, необычного в обычном.
Перечисленные методики в процессе лечения часто переплетаются между собой в
соответствующей индивидуальной и групповой разъяснительно-воспитательной работе
психотерапевта. Реализуются они в условиях психотерапевтической обстановки в специальной
гостиной, которая освещена неярким светом, где тихо играет музыка, подается чай и имеется
возможность показывать слайды, демонстрировать работы больных.
Т. т. с. Б. проводится в 2 этапа. 1-й этап самопознание, в процессе которого больной изучает
особенности собственной личности и болезненных расстройств (на основе посильного исследования
других человеческих характеров и пр.). Продолжительность этого этапа 1-3 месяца. 2-й этап
познание себя и других с помощью указанных выше методик: продолжительность его 2-5 лет.
Бурно рекомендует следующие формы работы: 1) индивидуальные беседы (первые 1-2 года от 2
раз в неделю до 1 раза в 2 месяца, а потом еще реже); переписка врача с больным (от нескольких писем в
месяц до нескольких в год, в которых обсуждаются вопросы, имеющие отношение к творчеству
пациента и его болезненным переживаниям); 2) домашние занятия больных (изучение художественной
и научной литературы), создание творческих произведений и др.); 3) вечера, собрания
психотерапевтической группы (по 8-12 человек) в психотерапевтической гостиной с чтением вслух
написанных больными произведений, демонстрацией слайдов, обсуждением работ пациентов (2 раза в
месяц по 2 часа). На одном и том же этапе лечения могут сочетаться различные психотерапевтические
приемы Т. т. с. Б. с другими видами психотерапии и лекарственными средствами.
Подчеркивая клиническую ориентацию своего метода, автор дает рекомендации относительно ее
ведущей направленности при различных видах психопатий и малопрогредиентной шизофрении с
дефензивными проявлениями. Так, психастенические психопаты в соответствии со своими
особенностями обычно нуждаются в достаточно подробной научно-лечебной информации,
астенические психопаты в проявлении искренней врачебной заботы, циклоидные личности в
ободряющих, юмористически-оживляющих воздействиях, в вере в своего врача. Шизоидным личностям
следует помочь применить свойственную им аутистичность в разного рода полезных занятиях
(математике, философски-символическом художественном творчестве и пр.). При лечении больных с
эпилептоидной психопатией особое внимание должно быть обращено на нравственную реализацию
дисфорической напряженности; одобряя честность и бескомпромиссность таких пациентов, необходимо
дружески подсказывать им, что в жизни они добьются гораздо большего, если постараются быть более
снисходительными к человеческим слабостям других. Больным с истерическим складом личности
следует помочь найти признание со стороны других людей в условиях, когда им предоставляется
возможность для чтения вслух, участия в самодеятельных спектаклях, создании художественных
произведений, но одновременно важно подводить их к пониманию необходимости дифференцировать
эту деятельность с поведением в обыденной жизни (учить хотя бы «играть» скромность). В
|