психотерапевтической работе с больными малопрогредиентной шизофренией с дефензивными
проявлениями необходимы мягкая активизация их возможностей, побуждение к творчеству как при
индивидуальной работе, так и в группах (на базе сложившегося эмоционального контакта больного с
врачом).
Особого внимания заслуживают указания автора о том, что недостаточно, а порой и вредно
просто призывать пациентов рисовать, фотографировать или писать. Важно постепенно подводить их к
этим занятиям, побуждая собственным примером, примером других пациентов, используя взаимный
интерес членов психотерапевтической группы к творчеству друг друга, а также обсуждая вопрос о
созвучии их переживании содержанию создаваемых ими произведений или произведений известных
живописцев и писателей.
Несколько практических советов:
1. Попросить пациента почитать вслух в группе рассказ-воспоминание, например о детстве в
деревне; пусть при этом он покажет сделанные им теперь слайды тех трав и цветов, что росли в его
деревне в детстве; пусть покажет свои, хотя и неумелые, но трогающие искренностью рисунки-
воспоминания деревенских пейзажей, дома, в котором жил; пусть включит магнитофонную запись
пения птиц, которых слышал там, и т. д. Пациенты вместе с психотерапевтом стараются проникнуться
всем этим, но не для того, чтобы оценить литературное или художественно-фотографическое умение
(здесь не литературный кружок, не изостудия!), а для того, чтобы почувствовать в творческом
самовыражении пациента его духовное, характерологическое своеобразие, сравнить со своими
особенностями, рассказать и показать в ответ что-то свое на эту же тему, подсказать друг другу
возможные, свойственные каждому способы творческого (а значит, и целебного) самовыражения.
2. На экране в сравнении слайды: древнегреческая Кора и древнеегипетская Нефертити.
Пациенты стараются «примерить» свое видение мира к синтонному видению мира древнегреческого
художника и аутистическому древнеегипетского. Где больше созвучия с художником? Не просто
что больше нравится, а где больше меня, моего характера, моего мироощущения. Посмотреть, поговорить
о том, как два этих мироощущения продолжаются в картинах известных художников всех времен, в
поэзии, прозе, музыке, кинематографии, творчестве участников группы; в чем сила и слабость каждого
из этих мироощущений; в чем, в каких делах обычно счастливо находят себя в жизни различные
синтонные и артистические люди; чем отличаются от них во всем этом психастенические пациенты и т.
д.
3. Если впервые появившемуся пациенту поначалу трудно творчески выразить себя, можно
попросить его принести в группу несколько открыток с изображением созвучных ему картин
художников или любимых животных, растений; можно предложить прочитать в группе вслух
стихотворение любимого поэта, включить музыкальное произведение, которое по душе (т. е. как бы про
него, как бы он сам написал, если б мог).
4. Психотерапевт участвует в группе собственным творчеством, открывая пациентам свою
личность (характер). Например, он показывает на слайде, как сам невольно «цепляется» фотоаппаратом
за зловещие облака, символически-аутистически выражая свои переживания; или, если он синтонен,
демонстрирует слайды с изображением природы, то, как естественно растворяется он в окружающей
действительности, не противопоставляя себя полнокровию жизни; или, рассказывая о творческом
общении с природой, показывает, как он сам чувствует, понимает свою особенность, душевно общаясь с
созвучным ему цветком («мой цветок»), как именно это общение с цветком (в том числе
фотографирование его, рисование, описывание в записной книжке) подчеркивает его своеобразие.
5. Не следует загружать неуверенных в себе пациентов отпугивающим энциклопедическим
обилием информации минимум информации, максимум творчества.
6. В процессе творческого самовыражения надо помочь пациентам научиться уважать свою
дефензивность. Она является не только слабостью (излишняя тревожность, непрактичность,
неуклюжесть и т. д.), но и силой, выражающейся прежде всего в так необходимых в наше время
тревожно-нравственных размышлениях и переживаниях. Эту свою «силу слабости», которой наполнена
и удрученная сомнениями дюреровская меланхолия, важно и полезно применить в жизни. Следует
помогать пациенту становиться более полезным обществу, не ломая себя, не пытаясь искусственно
превращать себя в свою «смелую», «нахальную» противоположность (к чему поначалу так стремятся
|