многие дефензивные больные).
Так, например, в группе творческого самовыражения общими усилиями показываем
«современному Гамлету», что за его житейской непрактичностью, нерешительностью стоит бесценная
нравственная щепетильность, способность философски, остроумно осмыслять действительность и
рассказывать многим людям о них самих и дивной диалектике жизни так, как сами они не смогли бы.
Осознав, что храбро-агрессивные, практические дела не есть его удел, что, возможно, дефензивными
переживаниями в соответствующей обстановке мучились бы и Дарвин, и Толстой, и Чехов,
дефензивный пациент станет уважать это свое «дарвинское, толстовское, чеховское». Утверждаясь в
истинной своей ценности, он скорее научится решительнее заниматься необходимым практическим
делом.
Можно привести пример, как пациент, одаренный математик, но робкий, рассеянный, физически
хрупкий, неловкий, буквально истязал себя на уроках физкультуры сложными упражнениями, до слез
презирая свою слабость, непрактичность. Будучи студентом, он продолжал «ломать» себя, занимаясь
альпинизмом, и вскоре погиб, сорвавшись в пропасть. По-видимому, с помощью Т. т. с. Б. он смог бы
прочувствовать и осознать, что его телесную хрупкость, неловкость можно даже уважать как
неотъемлемую часть душевно-телесной конституции, без которой не было бы его математического дара.
Автор метода М. Е. Бурно подчеркивает, что в этом он видит отличие подлинно клинической
психотерапии, индивидуализирующей каждый случай, от психологическо-ориентированной, при
которой могла бы возникнуть ситуация превращения Гамлета в нерассуждающего храбреца (хотя бы по
мнению группы).
Т. т. с. Б. может применяться как в стационаре, так и амбулаторно, в условиях поликлиники, а
также диспансера, в клубах трезвости, в кабинетах эстетотерапии (в санаториях), при работе с группами
риска (страдающие алкоголизмом). Кроме того, этот метод может занять существенное место в системе
реабилитации психически больных. Т. т. с. Б. противопоказана лицам с тяжелой депрессией с
суицидальными мыслями. В этом случае в обстановке одухотворенного творчества может даже
углубиться чувство тоскливой безысходности, отдаленности от людей.
ТЕРАПИЯ ФИКСИРОВАННЫХ РОЛЕЙ КЕЛЛИ. Келли (Kelly G. А.) автор оригинальной
концепции личности и нового метода ее исследования. Монография Келли «Психология личных
конструктов» вышла в свет в США в 1955 г. В этой книге он предложил и развил психотерапевтический
подход, названный им терапия фиксированных ролей, в рамках которого возможны как изучение
личностных проблем пациентов, так и достижение терапевтически важных изменений.
Теоретической основой Т. ф. р. К. является представление о том, что каждый человек обладает
уникальной, свойственной только ему, иерархически организованной системой личных конструктов,
которая определяет его поведение и позволяет ему прогнозировать будущие события. С точки зрения
Келли, психологические процессы, возникающие при психотерапии, сходны с теми, которые
свойственны формальному научному исследованию. Психотерапевт помогает пациенту сформулировать
«теории», вывести и проверить специфические гипотезы, связанные с ними, оценить результаты своих
экспериментов и пересмотреть свои теории в свете новых результатов (Келли считал, что пациент
способен к самостоятельной интерпретации этих результатов).
Пациент рассматривается как основной исследователь в этом процессе, хотя и психотерапевт
участвует в нем как активный сотрудник. По известному определению, в психотерапии личных
конструктов модель отношений между так называемым психотерапевтом и так называемым пациентом
напоминает отношения студента, занятого исследовательской деятельностью, и его научного
руководителя. Предметом изучения является система личных конструктов пациента, и психотерапевт
помогает пациенту в обучении, фокусировке на исследовании и экспериментировании со своим «Я»
(системой личных конструктов). В целом роль психотерапевта с точки зрения теории личных
конструктов заключается в том, чтобы помогать пациенту экспериментировать с собственным
конструированием событий, не навязывая (объясняя, предъявляя) ему реальность.
Одно из сформулированных Келли положений следствие социальности человека гласит,
что «в той степени, в которой человек способен воссоздавать способы конструирования, используемые
другим человеком, он способен участвовать в социальном процессе, включающем другого». Это, а также
определение роли как образа действий, осуществляемого с учетом понимания точки зрения другого
|