Navigation bar
  Print document Start Previous page
 713 of 825 
Next page End  

человека, послужило основой экспериментальной процедуры, которую Келли развил для активирования
личностных изменений. Новую форму психотерапии он рассматривал не как лечение, а как
исследовательский проект, в котором главным исследователем является сам пациент, полностью
осознающий его цели и задачи.
Келли считал, что человек играет роль лишь в том смысле, что в своем поведении он
руководствуется предвидением того, каким образом другой человек конструирует события. Для
осуществления Т. ф. р. К. необходимо именно такое понимание роли как психотерапевтом, так и
пациентом.
Т. ф. р. К. заключается в том, что пациенты с помощью психотерапевта активно
экспериментируют с принимаемыми ролями гипотетических персонажей. Существенной особенностью
психотерапии является осуществление ролевой игры не в кабинете, а в реальной жизни.
Психотерапия начинается с написания пациентом небольшого сочинения — характеристики
самого себя с точки зрения человека, который хорошо знает пациента. Изучив ее, психотерапевт готовит
другое сочинение — характеристику гипотетического персонажа, чью роль пациент будет разыгрывать.
Затем пациента просят попытаться вообразить, например, что он сам на время уехал в отпуск, и
перевоплотиться в нового персонажа; представить себе во всех подробностях, что бы тот мог говорить,
думать, чувствовать и даже какие бы он мог видеть сны. Пациент и психотерапевт встречаются
регулярно во время ролевой игры для планирования экспериментальных ситуаций и оценки
результатов. В конце психотерапии пациент встречается с врачом, «вернувшись» в свое прежнее «Я»,
для того чтобы обсудить приобретенный опыт. Для получения первоначальной характеристики
больного психотерапевт просит написать ее в форме пьесы, где пациент был бы главным действующим
лицом. Такая форма выбрана, чтобы образ, создаваемый пациентом, был цельным, а не просто
представлял бы собой перечень хороших и плохих личностных характеристик. Цель этого задания —
выяснить, как пациент структурирует свой образ «Я» в рамках своей системы личных конструктов, или
«имплицитной теории личности». Прежде чем приготовить сценарий разыгрываемой роли,
психотерапевт анализирует характеристику пациента в плане основных факторов, которые тот
использовал для самоописания. Важно определить, как пациент учитывает свой жизненный опыт в
попытках поддержать Я-концепцию и как он видит развитие своего «Я» в будущем. Кроме того,
необходимо понять, какой смысл вкладывает пациент в используемые им слова.
Предлагаемая роль должна включать минимум одну характеристику, противоположную
самоописанию пациента. Она может быть выбрана на основе подразумеваемой самим пациентом
полярности, например: в самоописании пациент использует конструкт «осторожный», а на
противоположном полюсе — «агрессивный». Либо, как рекомендует Келли, можно предложить
характеристику, которая никогда даже не приходила в голову пациенту и которую ему будет нелегко
интегрировать в существующую у него систему конструктов. По мнению автора метода, пациенту может
быть полезно исследовать последствия неизвестного ему до того поведения, сыграв роль, созданную на
основе этого нового конструкта.
Келли настаивал, что предлагаемая роль должна разыгрываться именно при условии понимания
роли в свете теории личных конструктов. Пациент действует в рамках роли с учетом взглядов других
людей. Он концентрирует внимание не только на поведении окружающих, но и на различии точек
зрения.
Психотерапевт исходит из того, что цель ролевой игры не в «искоренении» личности пациента и
замене ее новой личностью. Он не должен допускать прямой критики или сомнений в целостности
личности пациента — он должен относиться к ней с уважением. Ключевым моментом в понимании
смысла эксперимента является то, что разыгрываемая роль относится к гипотетической личности,
созданной как противоположность личности пациента. Исполняя ее, пациент проверяет гипотезу,
сформулированную им совместно с психотерапевтом. Личность самого пациента, по мнению Келли,
есть также не более чем гипотеза. Однако, поскольку пациент никогда не предполагал, что ей
существуют альтернативы, ему трудно согласиться с тем, что его личность — это гипотетический
конструкт. Все, что он, как правило, испытывал, это различные последствия свойственного ему
поведения. Принимая новую, придуманную роль, пациенту легче рассматривать ее в качестве гипотезы.
Во время «репетиций» психотерапевт может играть роли значимых людей в окружении пациента
Hosted by uCoz