сборе и обработке информации. В теории Фрейда (Freud S.) Взрослому соответствует «Я». Подобно тому
как «Я» у Фрейда является ареной, на которой происходят баталии между вытесненными чувствами Оно
и социальными запретами Сверх-Я, Взрослый у Берна играет роль арбитра между Родителем и
Ребенком. Роль Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к
изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке. Анализируя эту информацию, Взрослый
решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов
необходимо отказаться, а какие желательно включить. Так, на вечеринке уместно поведение, диктуемое
Детским Я-состоянием, а неуместно морализирование Родителя на тему аскетического образа жизни.
Именно в этом ключе необходимо понимать девиз Т. а.: «Будь всегда Взрослым». К Взрослому пациенту
обращается психотерапевт в процессе работы с ним.
При взаимодействиях (трансакциях) людей могут включаться различные Я-состояния. Различают
дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции,
соответствующие ожиданиям контактирующих людей и отвечающие здоровым человеческим
отношениям. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.
Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии изображаются параллельными линиями.
Примером трансакции «ВзрослыйВзрослый» может служить беспристрастный разговор с целью
получить информацию: «Вы не слышали, какая погода ожидается завтра?» «Обещают дождь».
Типичный разговор между двумя Родителями, обремененными предрассудками, звучит примерно так:
«Нынешняя молодежь думает только о развлечениях». «Еще бы! Ведь они живут на всем готовом!».
Взаимодействие «РодительРебенок» может быть проиллюстрировано следующим диалогом между
супругами: «Что-то мне нездоровится сегодня. Кажется, у меня температура». «Тогда ложись в
постель, я приготовлю тебе чай с лимоном и дам аспирин».
Конфликтогенной способностью обладают перекрестные трансакции. В этих случаях на стимул
дается неожиданная реакция, активизируется неподходящее состояние «Я». Классическим является
пример Берна «Запонки». Муж не может найти запонки и спрашивает у жены: «Ты не знаешь, где мои
запонки?». Это вопрос Взрослого, ждущего информации, и параллельный дополнительный ответ был
бы таким: «Посмотри в верхнем ящике гардероба». Однако если у жены тяжелый день, то она может
сказать: «Куда положил, там и возьми». Стимул исходит от Взрослого, но жена вернула ответ от
Родителя. Стимул и реакция пересеклись. Коммуникация прекращается: муж и жена больше не могут
говорить о запонках, сначала они должны выяснить, почему он никогда не кладет вещи на свои места.
Если бы ответ жены исходил от Ребенка («Вечно я у тебя во всем виновата!»), образовался бы тот же
тупик. Такие перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и
заканчиваются хлопаньем дверью и громким выкриком: «Это все из-за тебя!» (название одной из
психологических игр, описанных Берном).
Скрытые трансакции отличаются от предыдущих тем, что включают более двух состояний «Я»,
так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция
ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что и составляет суть психологических игр. Когда
продавец машин, улыбаясь, говорит своему клиенту: «Это наша самая великолепная спортивная модель,
но она, наверное, слишком дорога для вас», то его слова могут быть восприняты как Взрослым, так и
Ребенком клиента. Когда их слышит Взрослый, ответ может быть таким: «Да, вы правы, учитывая то,
сколько я получаю». В то же время Ребенок может ответить: «Я беру ее это как раз то, что я хочу».
Наиболее тонкие обманные ходы строятся с учетом человеческой потребности в признании.
Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом дополнительных
скрытых трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Это набор трансакций со
скрытой мотивацией, серия ходов, содержащих ловушку, подвох. В качестве выигрыша выступает какое-
либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится. Это далеко
не всегда позитивное чувство, удовольствие или радость, чаще это неприятные ощущения, которые для
игрока являются «любимыми» и которые он «коллекционирует». Например, в игре «Ударь меня» один из
участников пытается вызвать у своего партнера неуважительную к себе реакцию. В книге Берна «Игры,
в которые играют люди» (1964) описываются десятки игр. Их исполняют из Родительского состояния
«Я», когда повторяют игру родителей; из Взрослого Я-состояния, когда они сознательно рассчитаны; из
Детского Я-состояния, когда они основаны на ранних переживаниях, решениях и психологических
|